БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КУЛЬТУРЕ"

МЕДИА, МЕДИАСРЕДА, МЕДИАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Термин «медиа» (от латинского media – мн.ч. от medium – посредник), перешел в русскоязычный научный словарь из английского в качестве замены громоздкому словосочетанию «средства массовой информации».
По мнению переводчика книги М. Маклюэна «Понимание медиа: Внешние расширения человека» В.Г. Николаева [1, с.6], «термин medium имеет в английском языке очень широкое и общее значение, для передачи которого в русском языке нет равноценного аналога». Понятия «посредник» и «проводник» более всего подходят по степени абстрактности, но в качестве терминологического аналога не привились. Поэтому термин переводится как «средство коммуникации», а в ряде случаев используются «такие варианты перевода, как “средство сообщения” и “средство (массовой) информации”». Кроме того, «данный термин имеет такое общее значение, как “средство связи”, и более частное значение “средства общения”».
Категория медиа изначально определялась исследователями содержательно: в качестве ее основных элементов всегда назывались СМИ (книги, газеты, журналы, кинематограф, радио, телевидение) [2]. Потом к ним стали добавлять СМК (почта, телеграф, телефон), отдельные носители информации (письма, любые аудио- и видеозаписи, компакт-диски, «флэшки»), а также другие коммуникационные системы общества - электронные сети, и в том числе и в первую очередь – Интернет.
Согласно классической теории медиа М. Маклюэна, в понятие входят любые искусственно созданные предметы и явления, посредством которых осуществляются «внешние расширения человека» - его коммуникации, сообщения с внешней средой. В качестве примеров ученый рассматривал устную речь, системы водоснабжения, письменность, числовой счет, деньги, одежду, транспорт, города, часы, фотографию, игры, спорт, искусство, оружие, народные собрания, книгопечатание, электрический свет и проч. Фактически, любой элемент культуры, как искусственно созданной «второй природы», может рассматриваться в качестве внешнего расширения человека. Таким образом, теория Маклюэна указывает на медийность, коммуникативность культуры, выделяя эту ее функцию в качестве определяющей для развития общества. При этом утверждается, что доминирующим фактором воздействия конкретного «расширения» на человека является технология, в которой это расширение реализовано. Именно технология определяет «message» в знаменитом тезисе «the medium is the message»: «”сообщением” любого средства коммуникации, или технологии, является то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела» [1, с.6].
Кроме сообщения медиа, М. Маклюэн вводит важное понятие содержания медиа: «”содержанием” любого средства коммуникации всегда является другое средство коммуникации. Содержанием письма является речь, точно так же, как письменное слово служит содержанием печати, а печать — содержанием телеграфа» [1, с.6].
Эволюция понимания медиа в русскоязычной социологии привела к вхождению в употребление интегрирующего термина «медиасреда» [3] – трактующегося от «системы средств массовой коммуникации (медиа)» до «структуры взаимосвязанных социальных явлений и институтов, обеспечивающих процесс массовой коммуникации».
Одно из первых исследований, посвященных разработке комплексных концепций медиасреды и медиакультуры, принадлежит Н.Б. Кирилловой [4]. «Перед нами транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории… Медиа – это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды» [5, с.22]. Медиасреда понимается исследователем как совокупность социальных условий, в контексте которых функционирует медиакультура.
По мнению Д.И. Шаронова, терминологическая эволюция от средства (массовой информации или коммуникации) к среде (т.е. медиасреде) отражает новое понимание медиа, как среды становления «особого коммуникативного “пространства медиакультуры”» [6, С.235].
С концептуальных позиций социальной информатики «медиатизация – это процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.» [7, с.14]. Осуществление и поддержка этих процессов в обществе есть основная функция СМИ и СМК, а при атрибутивном понимании информации – и всей медиасреды. В примечании к дефиниции термина «медиатизация» И.В. Соколова уточняет: «От лат. mediatus – выступающий посредником» [7, с.14]. Тогда «совершенствование средств» - есть не что иное, как совершенствование или развитие медиасреды, а медиатизация - «процесс развития (совершенствования) медиасреды».
С нашей точки зрения, под медиасредой следует понимать сегодня всю искусственно созданную среду человеческой деятельности и общения, рассматриваемую содержательно (по отношению к ее форме – механической, физической или иной реализации в виде сетей коммуникаций или т.п.) - как социокультурный феномен. Это значит – не на уровне акустики, механики, техники, электроники или процессов обмена данными и т.п., а на уровне основных функций, перечисленных ниже:
·                   Экстенсивность – обеспечивает расширение возможностей органов чувств и других систем человека (понимаемого и как индивидуум, и как социум). Сюда входит вся «вторая природа» человека – формы, средства, методы и результаты социально значимой человеческой деятельности. Наличие этой функции позволяет говорить о принадлежности к «широкой медиасреде» - в смысле М. Маклюэна: одежда, мебель, обувь, очки и слуховые аппараты, автомобиль, оружие, пение, др. и все нижеперечисленное.
·                   Инструментальность – обеспечивает возможность инструментального (индивидуального или коллективного) действия по Ю. Хабермасу, т.е. возможность индивидуального или коллективного использования «расширения»: системы водоснабжения, канализации, средства передвижения, жилища, базы данных и иные стандартные информационные ресурсы и др.
·                   Коммуникативность - обеспечивает возможность коммуникативного действия, вследствие чего соотв. расширения являются средствами коммуникации и совместной деятельности. Наличие этой функции определяет принадлежность к «системе коммуникаций» связывающих человека (группу) с другими людьми (группами). Это транспортная сеть, город, армия, государство, др. Сюда не входят: одежда и др. индивидуальные расширения, так же такие коллективные расширения как водопровод, энергетические сети и т.п. средства в основном инструментального, а не коммуникативного действия по Ю. Хабермасу.
·                   Интерактивность – обеспечивает (опосредованную и не опосредованную результатом) обратную связь в процессе коммуникации и совместной деятельности – интеракцию, т.е. общение (межличностное, коллективное, с внешней средой), обмен информацией. Совокупность интерактивных медиа почти совпадает с тем, что обычно называют СМК.
·                   Мультимедийность – сочетание различных видов воздействия и восприятия в процессе интеракции, вплоть до возникновения эффекта синергии: «новые медиа».
Итак, функционально медиасреда – это та часть «второй природы» человека, посредством которой он в своей деятельности реализует пять вышеописанных функций: экстенсивную, инструментальную, коммуникативную, интерактивную и мультимедийную.
В процессе медиатизации классические бумажные СМИ постепенно вытесняются на периферию, уступая место своим аналогам в сети Интернет, предстающей в качестве самой массовой интерактивной коммуникационной системы с одной стороны и интегрирующего ядра всей интерактивной массовой коммуникации – с другой. По мнению М. Кастельса [8], Интернет - это технология и орудие деятельности, но в первую очередь, - универсальное социальное пространство свободной коммуникации.
Медиасреда есть сфера средств массовых, почти полностью электронных  коммуникаций, осуществляющая интерфейс между потребителем информации (личностью, группой или обществом в целом) и информационными ресурсами общества [10]. При этом, информационные ресурсы не следует понимать статично и концентрировано. Современные информационные ресурсы это в основном динамическая и распределенная в сетях информация.
Литература:
1.                 Маклюен, Маршал Понимание Медиа. Внешние расширения человека. / Маршал Маклюен. – М. Изд-ва: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, Жуковский, 2003, 464 с.
2.                 Вартанова, Е.Л. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние//Proet Contra. — М., 2000. — С. 79.
3.                 Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебн. пособ. / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335с.
4.                 Кириллова, Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2005. 354 с.
5.                 Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М., 2006 – 448 с.
6.                 ШароновД.И. О коммуникативном смысле медиатизации / Д.И. Шаронов //Вестник ВГУ.2008. - №2. - С.234.
7.                 Соколова, И.В. Социальная информатика. / И.В.Соколова. - М.: Перспектива. И-во РГСУ, 2008, - 271 с.
8.                 Кастельс, М. Галактика Интернет. / М.Кастельс. — Екатеринбург, 2004. — С. 639.
9.                 Жилинская, Т.С. Преподавание информатики студентам культурологических специальностей: проблемы и перспективы. / Т.С.Жилинская //Запад-Россия-Восток: политическое, экономическон, техническое и культурное взаимодействие: сб. ст. международной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. -Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. – С.240.

2 комментария:

Polina комментирует...

Очень понятно дано определине медиасреды. Спасибо за хорошие объяснение материала! Так намного удобнее готовиться к экзамену.

ann комментирует...

доступная и понятная информация. можно не сомневаться в том, что информация окажется не верной ( как это часто бывает в интернете). так действительно удобно готовиться к экзамену. не надо тратить время на поик материала в библиотеках.