БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КУЛЬТУРЕ"

Медиакультура специалиста лабораторные работы

Отчёт о выполнении лабораторной работы (тематического проекта) должен включать титульный лист, пояснительную записку, печатный и электронный вариант выполненного проекта. В пояснительной записке автор проекта описывает алгоритм и результаты выполнения заданий, делает выводы о возможностях доработки проекта и его использования в профессиональной деятельности культуролога. Защита лабораторной работы заключается в представлении отчета (с выполненным проектом) и в устных ответах на вопросы по проекту.
При оценке проекта учитываются:
-                    своевременность сдачи законченного проекта;
-                    точность и полнота выполнения заданий, указанных в каждой лабораторной работе;
-                    привлечение знаний из других областей;
-                    доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, делать выводы;
-                    эстетика оформления проекта и отчета в целом.

№1 Способы и средства обработки графических изображений

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить знания по использованию графических редакторов;
·                     сформировать умения использования информационных ресурсов, содержащих базы данных графических медиатекстов и материалы по их созданию.
Краткая теория:
Мультимедиа (смотри семинар «Программно-компьютерные среды для работы с медиаприложениями»).
Компьютерная графика – это область деятельности, связанная с созданием и обработкой цифровых изображений.
Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения, представления, обработки и отображения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) при помощи компьютера.
Компьютерная графика – это процесс создания, обработки и вывода изображений разного рода с помощью компьютера.
Компьютерная графика – это вид искусства.
Растровая графика – компьютерная графика, в которой изображение представляется двумерным массивом точек (элементов растра), цвет и яркость каждой из которых задается независимо. Программные средства: Adobe Photo Shop, Corel Photo Paint, Microsoft Paint, GNU Image Manipulation Program и др.
Векторная графика – компьютерная графика, в которой изображения описываются в виде математических объектов — «контуров». Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. Векторную графику часто называют также объектно–ориентированной графикой. Программные средства: Corel DRAW, Adobe Illustrator и Xara Designer и др.
Фрактальная графика – компьютерная графика, в которой изображения описываются в виде математических процедур построения «фракталов». Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура. Бесконечное самоподобие означает, что в любом фрагменте фигуры найдется часть, подобная всей фигуре. Структура фрактала не меняется при изменении масштаба. Поэтому в памяти компьютера хранится информация только об этой структуре и алгоритм ее масщтабирования. Программные средства: Fractint, Fractal Explorer, Apophysis и др.
Формат – способ организации цифровой информации в файле. Графические форматы служат для цифрового кодирования изображений. Допуская вольность речи, говорят, что изображение «хранится в формате».
По типу «хранимой» графики, различают следующие форматы:
ü  растровые (PNG, TIFF, GIF, BMP, JPEG и др.);
ü  векторные (AI, CDR, DXF и др.);
ü  смешанные (EPS, PDF и др.).
Название формата обычно совпадает с расширением файла.

Задание для выполнения
Проанализируйте возможности использования различных видов графики и графических форматов в профессиональной деятельности культуролога. 


Выполнение работы:
Задача 1.
1.  Проанализируйте возможности растровой, векторной и фрактальной графики [приложение 1]. По результатам анализа сделайте вывод о целесообразности использования различных видов графики в профессиональной деятельности культуролога.
2.  Используя графические редакторы Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw, проанализируйте их возможности. По результатам анализа заполните таблицу приложения 2. Поставьте плюс (возможность присутствует) или минус (возможность отсутствует).
Задача 2.
1.  Проанализируйте свойства и возможности цветовых моделей, используемых в компьютерной графике. Заполните таблицу 1.1.
Таблица 1.1
Анализ цветовых моделей

RGB
CMYK
LAB
HSB
Способ получения цвета




Для какого класса устройств предназначена




Аппаратная зависимость




Цветовой охват




Область применения




2.  Проанализируйте возможности, которые поддерживают различные графические форматы. Заполните таблицу 1.2.
Таблица 1.2
Анализ графических форматов
Формат
Слои
Цветовая модель
Прозрачность
Сохранение анимации
BMP




JPG




GIF




PNG




TIFF




PSD




Задача 3.
1.  Найдите и изучите информационные ресурсы, содержанием которых являются базы графических изображений и технологии их создания.
2.  Составьте аннотированное описание каждого из изученных информационных ресурсов [приложение 3].
3.  Проанализируйте информационные ресурсы по возможности их использования в профессиональной деятельности культуролога (результаты представить в виде таблицы) [приложение 4].
Задача 4. Оформите отчет.
Задача 5. Оцените ваши личные успехи при выполнении данной работы и предъявите результаты преподавателю.

Литература:
1.                   Гурский, Ю. Компьютерная графика Photoshop CS5, CorelDRAW X5, Illustrator CS5. Трюки и эффекты/ Юрий Гурский, Андрей Жвалевский, Владимир Завгородний, Издательство: Питер, 2011. – 704 с.
2.                   Немцова, Т. И. Компьютерная графика и Web-дизайн. Практикум по информатике (+ CD-ROM) /Т. И. Немцова, Ю. В. Назарова, Москва: Издательства: Форум, Инфра-М, 2010. – 288 с.
3.                   Петров М. Н. Компьютерная графика (+ CD-ROM) / М. Н. Петров, Издательство: Питер, 2011. - 544 с.
4.                   Тимофеев, С.М. Новейшая энциклопедия компьютерной графики/ С.М.Тимофеев, Москва: Издательство: Эксмо-пресс. - 2009. – 512 с.
Вопросы для самоконтроля:
1.                   Какое программное обеспечение Вы будете использовать для создания транспаранта большого размера? Обоснуйте свой выбор.
2.                   На Вашем компьютере установлены: Microsoft Paint, Adobe Photoshop, Corel Draw. Какое программное обеспечение Вы будете использовать для создания анимации?
3.                   Приведите примеры использования графических редакторов в профессиональной деятельности культуролога?
4.                   Какие из сетевых информационных ресурсов, содержащих базы данных графических медиатекстов и материалы по их созданию, будут наиболее полезны в Вашей профессиональной деятельности?
5.                   В каких случаях Вы будете использовать редакторы фрактальной графики в своей профессиональной деятельности?

№2 Использование графических медиатекстов  в профессиональной деятельности культуролога

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить имеющиеся знания, сформировать практические умения создания и использования графических медиатекстов для профессиональной деятельности культуролога;
·                     сформировать умения анализа электронных медиатекстов по категориям медиаобразования.
Краткая теория:
Медиакультура – целенаправленная общественно значимая деятельность в медиасреде и её результаты.
Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Основные аспекты медиакультуры: информационный – ее содержательный аспект и коммуникационный – аспект формы и проявления. Первый соотносится с тем, что сегодня известно как информационная культура, второй – как коммуникационная культура.
Медиаграмотность – умение осваивать, интерпретировать, анализировать и создавать медиатексты с целью медиакоммуникации.
Медиаобразование, согласно определению ЮНЕСКО, связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:
1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продуцирования.
Медиатексты можно классифицировать по следующим признакам: по форме восприятия (звуковые, зрительные, комбинированные); по форме представления (аудио, видео, графические, анимационные, мультимедийные); по содержанию (идеологические, политические, эстетические, культурологические и др.); по функциям и целям использования (информационные, развлекательные, компенсаторные и др.); по результату медиакоммуникации, в частности, по воздействию на личность (познание или введение в заблуждение, воспитание или развращение, самоопределение или декультурация, расширение или сжатие кругозора, развитие личности или медиазомбирование и др.).
Графический медиатекст – медиатекст, который репрезентует реальность в форме графических изображений.
Электронный медиатекст – медиатекст, созданный для репрезентации реальности в процессе электронной коммуникации.
Ключевые понятия медиакоммуникации для анализа медиатекста:
Эффективность медиатекста – степень достижения цели медиакоммуникации - заранее запланированного медиавоздействия (побуждение, знание, мнение, эмоция и др.) на целевую аудиторию.

Задание для выполнения
Создайте графический медиатекст социокультурной направленности, опишите его по ключевым понятиям. Оцените его эффективность.

Литература:
1. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2005. – 448с.
2. Сметанина, С.И. Медиа–текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века / С. И. Сметанина. – Москва : изд–во Михайлова В.А., 2002. – 384с.
3. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: Учеб. пособие для вузов. / А.В.Федоров – Таганрог: Кучма, 2004. – 340c.
4. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В.Федоров – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.
5. Федоров, А.В. Медиаобразование: социологические опросы / А.В.Федоров –Таганрог: Изд–во Кучма, 2007. – 228с.
6. http://www.edu.of.ru/mediaeducation – электронный ресурс по медиаобразованию
7. http://www.psyfactor.org/lybr.htm – материалы психологической и общегуманитарной тематики (медиавоздействие, медиаманипуляции)
8. http://www.ifap.ru – программа ЮНЕСКО «Информация для всех»
9. http://www.mediagram.ru – электронный ресурс по медиаграмотности
Вопросы для самоконтроля:
1.                   Каковы основные технологии создания графических медиатекстов? Приведите примеры.
2.                   Какие основные категории необходимо определить для создания эффективного медиатекста?
3.                   Какое программное обеспечение Вам понадобиться для создания и редактирования графических медиатекстов?
4.                   По каким критериям можно классифицировать медиатексты?
5.                   Приведите примеры использование графических медиатекстов в профессиональной деятельности культуролога.

№3 Использование видео и анимации в профессиональной деятельности культуролога

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить знания, сформировать умения создания и использования видео и анимации в профессиональной деятельности культуролога;
·                     сформировать умения использования ресурсов доступа к базам данных медиатекстов, содержащих видео и анимацию, и материалы по их созданию.
Краткая теория:
Видео — технология записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала.
Анимация – видео-технология создания и воспроизведения последовательности рисунков с частотой, при которой обеспечивается целостное и непрерывное зрительное восприятие их изменений.
Компьютерная анимация – динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов и т.п.); синтез динамических изображений, создающий иллюзию движения на экране дисплея.
Анимационный медиатекст – медиатекст, который репрезентирует реальность в форме анимации.
Видео медиатекст – медиатекст, который репрезентирует реальность в форме видео.
Основные технологии создания анимации:
·                     Классическая (традиционная) анимация представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно.
·                     Спрайтовая анимация реализуется при помощи языка программирования.
·                     Морфинг – преобразование одного объекта в другой за счет генерации заданного количества промежуточных кадров.
·                     3D–анимация создается при помощи специальных программ трёхмерного моделирования. Медиатексты получаются путем визуализации сцены, а каждая сцена представляет собой набор объектов, источников света и текстур.
·                     «Захват движения» – технология анимации, которая дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в реальном времени. Датчики прикрепляются на живого актера в местах, соответствующих контрольным точкам компьютерной модели для ввода и оцифровки движения. Координаты актера и его ориентация в пространстве передаются графической системе, и анимационные модели оживают.
Основные характеристики видео и анимационного медиатекста
-                     Битрейт или ширина видеопотока (для цифрового видео) — это количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду времени (измеряется «бит/с» — бит в секунду, или чаще «Мбит/с» — мегабит в секунду). Чем шире видеопоток, тем лучше качество видео.
-                     Глубина цвета – количество бит, приходящихся на кодирование цвета в одном пикселе. Для цветовой модели RGB обычно характерны следующие режимы глубины цвета: 24 бит/пиксель, 48 бит/пиксель.
-                     Разрешение – ширина и высота кадра в пикселях. Стандартное разрешение (SD, Standard Definition) – формат DVD с разрешением 720х576 (PAL), 720х480 (NTSC). Высокое разрешение (HD, High Definition) – HD720 (1280х720 точек) и HD1080 (1920х1080 точек).
-                     Частота кадра – это число неподвижных изображений, сменяющих друг друга за 1 секунду показа видео или анимационного материала и создающих эффект движения объектов на экране. Чем больше частота кадра, тем более плавным и естественным будет казаться движение (24 кадра в секунду – скорость записи и воспроизведения кинофильмов, 25 и 30 кадров в секунду в телевизионных стандартах PAL/SECAM; и в NTSC; 4–15 кадров в секунду – для анимационного GIF или SWF, например, баннера на web–странице).
Создание и обработка видео и анимационных медиатекстов:
GIF–анимация – растровая компьютерная анимация, сохраненная в формате GIF, который поддерживает возможность использования режима индексированных цветов (не более 256), режим постепенного проявления изображения (interleaved), прозрачность и использует алгоритм сжатия без потерь качества LZW. Средства: Adobe Photoshop, GIF Animator и др.
FLASH–анимация – векторная компьютерная анимация, способная объединить в одном формате текст, графику, звук, анимацию, интерактивные компоненты. Средства: Adobe Flash.
Создание и обработка видео. Средства: Adobe Premiere, Adobe After Effects и др.

Задание для выполнения
Проанализируйте возможности использования видео и анимационных медиатекстов в профессиональной деятельности культуролога.

Выполнение работы:
Задача 1.
1.  Сравните GIF- и FLASH-анимацию (табл. 3.1). По результатам анализа сделайте вывод о возможности использования различных видов анимации в профессиональной деятельности культуролога.
Таблица  3.1
Анализ GIF- и FLASH-анимации

GIF-анимация
FLASH-анимация
Применение компьютерной графики (растровая, векторная)


Аудиовозможности


Возможности цветопередачи


Примеры применения в профессиональной деятельности культуролога


2.  Используя программное обеспечение для создания GIF- или FLASH-анимации создайте рекламный баннер любого мероприятия в сфере белорусской культуры [приложение 5, приложение 6].
Помните о ключевых понятиях анализа медиатекста, которые необходимо определить перед его созданием.
Задача 2.
1.  Используя программное обеспечение для создания и обработки видео [приложение 7, приложение 8], создайте видеорепортаж или интервью о деятеле или событии в сфере белорусской культуры.
2.  Выделите обязательные структурные элементы видеорепортажа или интервью: название – текстовый ряд, основная часть, исполнители – текстовый ряд.
Помните о ключевых понятиях анализа медиатекста, которые необходимо определить перед его созданием.
Задача 3.
1.  Изучите информационные ресурсы, которые содержат материал по созданию и редактированию видео и анимационных медиатекстов.
2.  Составьте аннотированное описание каждого из ресурсов [приложение 3].
3.  Составьте таблицу сравнения возможностей использования рассмотренных информационных ресурсов в профессиональной деятельности культуролога (результаты представить в виде таблицы) [приложение 4].
Задача 4. Оформите отчет. В отчет включите анализ созданных медиатекстов. Пример оформления см. в таблице 2.2.
Задача 5. Оцените ваши личные успехи при выполнении данной работы и предъявите результаты преподавателю.

Литература:
1.                    Кирьянов, Д.В. Самоучитель Adobe After Effects CS3 / Дмитрий Кирьянов, Елена Кирьянова. – Санкт–Петербург : БХВ–Петербург, 2008. — 364 с.
2.                    Пташинский, В.С. Видеоэффекты и анимация в Adobe After Effects CS3 / Владимир Пташинский. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2008. — 254с.
3.                    СтоляровА.М. Adobe Premiere CS3/CS4 / А.М.Столяров,  Москва: Издательство: Эксмо, 2009. – 656 с.
Вопросы для самоконтроля:
1.                   Назовите основные характеристики, которые необходимо определить при подготовке анимационного медиатекста для последующего размещения в Интернете.
2.                   Проанализируйте особенности GIF- и FLASH-анимации. Обоснуйте свой выбор для выполнения задания 1.2.
3.                   Какое аппаратное и программное обеспечение Вам понадобится для создания и редактирования анимационных медиатекстов?
4.                   Какое аппаратное и программное обеспечение Вам понадобится для создания и редактирования видео медиатекстов?
5.                   Приведите примеры использования видео и анимационных медиатекстов в профессиональной деятельности культуролога.

№4 Использование социальных сервисов Интернет  в профессиональной деятельности культуролога

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить имеющиеся знания, сформировать навыки применения социальных сервисов Интернета в профессиональной деятельности культуролога;
·                     сформировать умения использования Интернета для составления аннотированных списков социальных сервисов профессиональной тематики.
Краткая теория:
Социальный сервис Интернета — средство социальной коммуникации в Интернете, объединяющее людей в сетевые сообщества. Включает компьютерную сеть (серверы, хосты и т.п.), коммуникационное программное обеспечение и веб-сервис.
Виды социальных сервисов Интернет
Блог – сервис, основное назначение которого состоит в выражении и возможной публикации авторского мнения (в форме дневника). Блогом управляет хозяин, он ведет дискурс, определяя его структуру и регламент, статус и права посетителей. В частности, хозяин блога регламентирует порядок доступа посетителей к своим публикациям, возможности их комментирования, публикации ими иных сообщений.
Вики – сервис, наполнение структуры и содержания которого выполняется пользователями с помощью представленных инструментов.
Географический сервис – сервис для совместной работы с картами (размещение информации, создание комментариев и т.д.) и др.
Социальная сеть – сервис построения сообществ из людей со схожими интересами и/или деятельностью на одной аппаратной и программной платформе, может включать другие сервисы.
Социальное хранилище – сервис хранения и совместного использования файлов.
Форум – сервис, основное назначение которого состоит в организации и проведении обсуждений заданных тем. Размещая на форуме свои сообщения, посетители могут вести обсуждение. Управление форумом осуществляют администраторы и модераторы.

Примеры социальных сервисов:
Блог–система «LiveJournal» - «Живой журнал». Наиболее популярный среди русскоязычных пользователей блог–ресурс, считается одним из первых примеров сервисов социальных сетей
Открытая многоязычная энциклопедия Wikipedia. Эта социальная система ориентирована на подготовку энциклопедических статей о любом понятии. Система предусматривает возможности коррекции и обсуждения статей, сравнения их версий
http://picasa.google.com
Сервис публикации фотографий. На этом сервисе каждый посетитель имеет возможность публиковать, редактировать, отправлять и распечатывать свои фотографии.
Сервис публикации аннотированных ссылок. Публикуются ссылки с описаниями, ведутся личные иерархические каталоги ссылок. В сети рассчитывается рейтинг ссылки на основе частоты переходов и использования в личных закладках
Социальная сеть, в которой возможно создание профиля с фотографиями, приглашение друзей, обмен сообщениями, оповещение других пользователей, создание групп по интересам

Задание для выполнения
Найдите социальные сервисы Интернета культурологической тематики и проанализируйте возможности их применения в Вашей профессиональной деятельности. 

Выполнение работы:
Задача 1.
Приведите примеры информационных ресурсов по каждому из видов социальных сервисов. Результаты представьте в виде таблицы (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Социальные сервисы сети Интернет
Вид социального сервиса Интернета

Название
URL-адрес
Основной контент
Возможность использования в профессиональной деятельности культуролога (поиск, консультирование, реклама и т.д.)
Блог




Вики




Географический сервис




Социальная сеть




Социальное хранилище




Форум




Задача 2.
Проанализируйте возможности модератора, участника и владельца в блоге, форуме и социальной сети. По результатам анализа заполните таблицу 4.2:
Таблица 4.2
Анализ прав и возможностей модератора, участника и владельца

Блог
Форум
Социальная сеть
Кто управляет коммуникацией?



Кто имеет право задавать темы для обсуждения?



Кто имеет право на редактирование сообщений?



Кто регламентирует права участников коммуникации?



Кто осуществляет контроль соблюдения правил общения?



Задача 3.
1.  Найдите и изучите социальные сервисы Интернета искусствоведческой тематики.
2.  Составьте аннотированное описание найденных ресурсов [приложение 3].
3.  Проанализируйте социальные сети из списка найденных по возможности их использования в профессиональной деятельности культуролога (результаты представьте в виде таблицы) [приложение 4].
Задача 4. Оформите отчет.
Задача 5. Оцените ваши личные успехи при выполнении данной работы и предъявите результаты преподавателю.

Литература:
1.                    Гусев В.С. Internet: учеба, работа, полезные ресурсы. Краткое руководство./ В.С.Гусев. – Диалектика, 2005– 256 с.
2.                    Жданевич, И. М./ Коммуникативное пространство. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. / И. М. Жданевич, Е. И. Кучерявый М. – Москва: Компак, 2002. – 286с.
3.                    Костина, А. В.  Интернет-сообщества. Что обсуждается в Интернете? / А. В. Костина, Москва: Издательство: Либроком, 2011. - 176 с.
4.                    Кучников, Т.В. Общение в Интернет. / Т.В.Кучников – Издательство «Альянс–персс», 2004. – 128с.
5.                    Лазарев, В. Г./ Рассылки как средство маркетинга и рекламы./ В. Г. Лазарев, Г. Г. Савин. – М: Эрудит, 2005. – 301 с.
Вопросы для самоконтроля:
1.        Что такое социальные сервисы Интернет, их преимущества и недостатки.
2.        Какие социальные сервисы сети Интернет Вы предложили бы использовать для организационной деятельности культуролога?
3.        Раскройте сущность и назначение социальных закладок.
4.        Приведите примеры и охарактеризуйте социальные сервисы сети Интернет.
5.        Что такое сетевой этикет?

№5 Использование блог–технологий  в профессиональной деятельности культуролога

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить имеющиеся знания о создании и ведении блога, сформировать умения применения блог–технологий в профессиональной деятельности культуролога;
·                     сформировать умения использования Интернета для составления аннотированного списка блогов профессиональной тематики.
Краткая теория:
Платформа блогов –ресурс, предоставляющий возможность любому пользователю завести свой персональный блог и организовать работу с ним. Примеры блог–платформ: LiveInternet.ru – http://www.liveinternet.ru; LiveJournal (ЖЖ) – http://www.livejournal.com; WordPress – http://wordpress.com; Blogger – http://www.blogger.com и другие
Направления использования блогов в профессиональной деятельности культуролога:
·                     использование блога для организации индивидуального пространства культуролога;
·                     использование блога для организации и проведения дискуссий;
·                     использование блога для организации и проведения коллективных дискуссий и совместной работы над проектом.
Блог как индивидуальное пространство культуролога, средство социокультурного просвещения аудитории (двусторонний канал коммуникации, основные форма коммуникации «я» à «все»): создание личного пространства культуролога для размещения просветительного материала; создание электронных медиабиблиотек по определённой тематике.
Блог как инструмент для организации культурно–массовых мероприятий и проведения дискуссий (двусторонний канал коммуникации, основные форма коммуникации «я» ↔ «все»): организация обсуждения высказываний аудитории по предложенному вопросу (оценка медиатекста, анализ культурологической проблемы и т.д.), опросов для определения мнений аудитории по интересующему вопросу.
Блог как инструмент для коллективной организации и проведения мероприятий, в том числе дискуссий: коллективное ведение блога культурологом и пользователями (двусторонний канал коммуникации, основные форма коммуникации «все» ↔ «все»): организация открытых и закрытых сообществ для коллективного обсуждения предлагаемой проблемы и проведение совместной работы над проектом; предоставление пользователям возможности обмена сообщениями.

Задание для выполнения
Создать блог, в котором разместить отчёт о выполнении второго и третьего задания в разделе ресурсы.

Выполнение работы:
Задача 1.
Создать собственный «блог-портфолио» на любой платформе. Обязательные структурные элементы блог-портфолио:
-         приветствие (фотография или видеоколлаж, несколько слов от автора блог-портфолио в свободной форме, исполненных в любом жанре);
-         резюме (профессиональное резюме для потенциальных работодателей);
-         личное (жизненные принципы, автобиография, фотоальбомы);
-         достижения (образовательные, профессиональные, личные);
-         ресурсы (полезные ссылки);
-         контакты (контактная информация, полнота которой определяется самостоятельно пользователем).
Пример алгоритма создания блога на Blogger http://www.blogger.com :
1.     Создать собственный аккаунт на Google (или использовать имеющийся).
2.     Выбрать название блога и его URL-адрес;
3.     Определить и отредактировать шаблон для блога.
Задача 2.
1.  В Интернете найдите материал о классификации блогов по различным критериям. Включите найденные классификации блогов в отчет с указанием URL-адреса источника.
2.  Выполните поиск действующих блогов социокультурной направленности.
3.  Составьте аннотированное описание каждого из найденных блогов [приложение 3].
4.  Проанализируйте блоги социокультурной направленности по возможности их использования в профессиональной деятельности культуролога (результаты представьте в виде таблицы) [приложение 4].
Задача 3. Оцените целесообразность использования в профессиональном блоге культуролога виджетов. Установите один из них на созданный блог.
Задача 4. Оформите отчет и разместите его в разделе ресурсы созданного блога.
Задача 5. Оцените ваши личные успехи при выполнении данной работы и предъявите результаты преподавателю.

Литература:
1.                    Сафонова, Т.В. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. ст. / Т.В. Сафонова; под  ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. — СПб.: Изд–во СПбГУ, 2006 С. 55–75.
2.                    Кветна, И. Маркетинг в социальных сетях — ставка на доверие / И. Кветна // Маркетинг и реклама. – 2009. – № 6.
3.                    Волохонский, В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / В. Л. Волохонский; под ред. Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. – 265 с.
4.                    Ющук, Е. Блог. Создать и раскрутить / Е. Ющук. - Издательство: Вершина, 2007. – 168 с.
Вопросы для самоконтроля:
1.                   По каким критериям можно классифицировать блоги? Приведите пример.
2.                   Назовите основные направления использования блогов в профессиональной деятельности культуролога.
3.                   Опишите технологии создания блогов. Какие блог–платформы Вы знаете?
4.                   Каковы функциональные возможности блога? В каких случаях создание блога обоснованнее, чем персонального сайта? Аргументируйте своё мнение.
5.                   Приведите примеры использования блогов в профессиональной деятельности культуролога.

№6 Организация совместной коммуникационной деятельности на основе сетевых сервисов

Цель работы:
·                     систематизировать и углубить имеющиеся знания, сформировать навыки использования сетевых сервисов для организация совместной коммуникационной деятельности;
·                     сформировать умения использовать Интернет для составления аннотированного списка информационных ресурсов, позволяющих организовать совместную коммуникационную деятельность в электронной медиасреде.
Краткая теория:
Средства совместной работыпрограммные средства, обеспечивающие взаимодействие между людьми, совместно работающими над решением общих задач. К электронным средствам совместной работы относятся электронная почта, календари, чаты, вики, корпоративные закладки, блоги, социальные сети и т.д. Рабочая среда совместной работы обеспечивает поддержку как индивидуальной, так и групповой работы людей, которые могут работать совместно вне зависимости от их географического расположения.
По уровню обеспечиваемого взаимодействия электронные средства совместной работы условно можно разделить на индивидуальные средства связи (электронная почта, факс, голосовая почта и др.), коллективные средства связи (видео– и аудио– конференции, интернет–форумы, чаты и др.) и средства управления (электронные календари, системы управления проектами, совместное управление документами, совместная видеозапись и др.).
Организацию совместной работы в Интернете рассмотрим на примере сервиса Google: приложения для обмена сообщениями (Gmail, Google Talk, Google Calendar), приложения для взаимодействия (Google Docs, Google Sites, Google Reader, Blogger, Picasa Web Albums, Google Video, и др.).
Рассмотрим технологию работы с GoogleDocs.
GoogleDocs – это веб–редакторы текста, презентаций, таблиц, форм и картинок, которые позволяет пользователю:
·          создавать новые документы в Интернете;
·          загружать в Интернет существующие документы с вашего компьютера;
·          хранить документы в Интернете и обмениваться ими с другими пользователями;
·          совместно работать над документами в онлайн режиме;
·          экспортировать документы из Интернета к себе на компьютер.

Задание для выполнения
Изучите прикладное программное обеспечение для организации совместной коммуникационной деятельности. Организуйте работу по выполнению задач 2 – 6. 


Выполнение работы:
Задача 1.
Изучите и проанализируйте прикладное программное обеспечение для организации совместной работы. Заполните таблицу 6.2.
Таблица 6.2
Прикладное программное обеспечение для организации совместной работы
Пример совместной коммуникационной деятельности культуролога
Название прикладного программного обеспечения
Основные функциональные возможности
Источник (URL-адрес)
Удаленное редактирование и форматирование текстов



Удаленное редактирование и форматирование изображений



Удаленное редактирование и форматирование презентаций



Удаленное интервьюирование



Ведение заметок



Ведение календаря



Удаленное рисование



Создание блога



Создание вики



Создание социальной сети



Хранение файлов в сети



Примечание. Для заполнения таблицы используйте http://cooltoolsforschools.wikispaces.com – ресурс, описывающий прикладное программное обеспечение для организации работы в сети на примере образовательных технологий.
Задача 2.
1.  Разбейтесь на группы по 2–3 человека.
2.  Создайте сайт проекта с помощью сервиса Google. В параметрах сайта установите возможность просмотра сайта любым пользователем.
3.  На страницах сайта разместите следующую информацию:
-     выберите «Объект проекта», которому вы хотите посвятить свой проект. «Объект проекта» – событие, человек, произведение белорусской социокультурной среды и т.д.;
-     обоснуйте важность объекта проекта;
-     на одной из страниц разместите визитную карточку группы, укажите название группы, состав, желательно вашу фотографию в процессе работы.
Помните о ключевых понятиях анализа медиатекста, которые необходимо определить перед его созданием.
Задача 3.
С помощью документов Google создайте Форму. Разработайте с помощью этой Формы анкету для проведения сетевого опроса об информированности аудитории об объекте вашего проекта (насколько популярен ваш объект, что о нем знают окружающие) и т.д. Анкета должна содержать не менее 6 вопросов. Респондентов должно быть не менее 50 человек. Проанализируйте результаты и сделайте выводы. Описание анкеты, ссылка на нее и анализ результатов представьте на отдельной странице вашего сайта Google. Результаты анкеты сделайте доступными для преподавателя (после создания анкеты с помощью кнопки «Открыть доступ» получите электронный адрес преподавателя и внесите его в список доступа).
Задача 4.
Для рекламы «Объект проекта» создайте изображения сувенирной продукции:
-         эмблема (изображение, нарисованное с помощью коллажа);
-         имитация сувенирной продукции – изображение сувениров с эмблемой.
Все рекламные материалы должны быть сделаны самостоятельно: созданы в графических программах. Все изображения помещайте на отдельную страницу сайта Google. Добавьте описание изображений и краткое описание процесса создания.
Помните об основных категориях медиатекста, которые необходимо определить перед его созданием.
Примечание. На страницу сайта Google через меню «Вставить» можно добавить фотографии из Picasa Google. Использовать этот сервис необязательно.
Задача 5.
Инсценируйте интервью с «объектом проекта» или людьми, которые могут о нем рассказать. Запишите его одним из двух способов:
-         используя видеокамеру: выложите ролик в сети Интернет и сделайте доступным для просмотра;
-         используя бесплатный социальный сервис http://wetoku.com [приложение 10].
Текстовое описание интервью, основные его моменты и выводы, ссылка на записанное видеоинтервью должны быть представлены на отдельной странице сайта Google.
Задача 6.
Оформите отчет. Оцените ваши личные успехи при выполнении данной работы и предъявите результаты преподавателю.
Литература:
1.  Балуев, Д. Секреты приложений Google / Д. Балуев, Москва: Издательство: Альпина Паблишерз, 2010, 288 с.
2.   Костина, А. В.  Интернет-сообщества. Что обсуждается в Интернете? / А. В. Костина, Москва: Издательство: Либроком, 2011. - 176 с.
3.  http://cooltoolsforschools.wikispaces.com – ресурс, описывающий прикладное программное обеспечение для организации работы в сети на примере образовательных технологий
Вопросы для самоконтроля:
1.       Что такое коммуникация? Каковы её основные формы и виды?
2.      Какие сетевые сервисы для организации совместной коммуникационной деятельности Вы знаете?
3.    Для аудитории какой возрастной группы и уровня подготовки культуролог может предложить ведение совместного сетевого проекта (конкурс работ, фотовыставки и т.д.)?
4.   Аргументируйте необходимость использования сетевых сервисов для организации совместной коммуникационной деятельности в профессиональной деятельности культуролога.