Вопросы к кандидатскому дифференцированному зачету
Лабораторные задания
Методические указания по выполнению реферата
по общеобразовательной дисциплине учреждения высшего образования «Основы информационных технологий»
для специальностей ІІ ступени высшего образования (магистратура): 1-08 80 07 Социально-культурная деятельность, 1-20 80 01 Арт-менеджмент, 1-21 80 13 Культурология, 1-21 80 14 Искусствоведение, 1-23 80 01 Библиотечно-информационная деятельность, 1-23 80 02 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия2. Понятие информационных технологий. Информационная деятельность. Основные требования к содержанию информации.
3. Функционирование информации в обществе. Информационные потребности. Компьютеризация, информатизация и цифровизация.
4. Виды информации. Элементарные схемы передачи и распространения информации.
5. Особенности передачи, сохранения и распространения информации в сфере культуры и искусств.
6. Информационные процессы в культуре и искусстве. Особенности и система требований.
7. Понятие и виды информационных систем. Аппаратное и программное обеспечение.
8. Программное обеспечение персональных компьютеров. Понятие и классификация.
9. Операционная система как основа системного программного обеспечения. Классификация, функции и назначение.
10. Защита информации. Электронная цифровая подпись.
11. Защита информации: методы и средства защиты информации.
12. Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторское право.
13. Защита информации: технологии защиты от вирусов.
14. Вычислительная техника: этапы развития, классификация ЭВМ.
15. Структура современных персональных компьютеров. Основные направления повышения скорости обработки информации.
16. Классификация средств компьютерной техники по функциональному назначению. Современные персональные компьютеры.
17. Компьютерные сети, их назначение. Локальные, корпоративные, глобальные сети: обмен информацией и особенности обработки информации.
18. Технологии и средства обработки текстовой информации: текстовые процессоры и редакционно-издательские системы.
19. Технологии и средства обработки числовой информации. Электронные таблицы: принципы, система функций, построение диаграмм.
20. Технологии и средства обработки мультимедийной информации: инструментарий, методики, функции.
21. Компьютерная графика. Классификация. Графические редакторы и форматы.
22. Статическая графика. Создание, преобразование и вывод графической информации.
23. Динамическая графика. Понятие анимации. 2d- и 3d-анимация. Этапы создания анимационных материалов.
24. Технические и программные средства, методы обработки графических изображений.
25. Компьютерная графика в искусстве. Особенности представления и сохранения в электронном виде произведений изобразительного искусства.
26. Компьютерное представление цвета. Цветовые модели и палитры.
27. Веб-графика. Особенности подготовки графических изображений для публикации в сети Интернет.
28. Технологии динамической графики: обработка видеоинформации.
29. Программные и аппаратные средства обработки динамической графики: назначение и использование в учреждениях культуры, искусств, образования.
30. Инструментальные средства создания веб-страниц. Основы web-дизайна.
31. Цифровой и аналоговый звук. Преимущества и недостатки цифрового звука.
32. Технологии обработки цифрового звука. Понятие звукового файла. Звуковой кодек.
33. Теория и практика компьютерной записи, сохранения и обработки звука.
34. Музыкальные редакторы. Звуковые эффекты (вибрато, дилэй, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация, дисторшн, вокодер).
35. Воспроизведение и обработка звука на компьютере. Программы-проигрыватели. Звуковые редакторы.
36. Использование средств компьютерной техники и программного обеспечения в музыкальном творчестве.
37. Музыка в Интернете. Форматы звуковых файлов в Интернете. Битрейт. Размещение аудиофайлов в сети Интернет.
38. Технические и программные средства создания и обработки мультимедийных материалов. Мультимедийные форматы.
39. Мультимедийные системы в культуре и искусстве. Перспективные направления использования мультимедийных компьютерных систем в учреждениях культуры.
40. Мультимедийные системы в образовании, библиотечном и музейном деле.
41. Виртуальные социокультурные пространства. Виртуальные музеи и библиотеки.
42. Сервисные инструментальные средства: архиваторы, электронные словари, переводчики, программы распознавания текста.
43. Понятие базы данных. Системы управления базами данных.
44. Проектирование баз данных. Этапы разработки баз данных.
45. Автоматизированные библиотечно-информационные системы: состав, функции и использование.
46. Автоматизированные информационные системы учета музейных коллекций. Функции и назначение.
47. Понятие о коммуникационном формате UNIMARC и его применение в библиотеках Республики Беларусь.
48. Компьютерные сети: каналы передачи информации, оборудование, топология.
49. Компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет.
50. Компьютерные сети. Основные методы адресации компьютеров в сети.
51. Ресурсы Интернета, доступ к ним. Просмотр и навигация в Интернете.
52. Глобальная сеть Интернет. Провайдеры интернет-услуг в Беларуси.
53. Информационные ресурсы Интернета в сфере культуры и искусств.
54. Службы сети Интернет: электронная почта, WWW, служба передачи файлов, служба телеконференций и др.
55. Внедрение информационных технологий в образование и культуру. Государственные программы информатизации образования и культуры Беларуси.
56. Облачные технологии как технологии сетевого доступа к данным. Основные характеристики. Модели развертывания.
57. Облачные технологии как технологии сетевого доступа к данным. Модели обслуживания.
58. Облачные технологии как способ размещения данных. Облачные сервисы.
59. Планирование научного эксперимента в сфере культуры и искусств. Программы для обработки данных экспериментальных исследований.
60. Статистический анализ данных в сфере культуры. Поиск статистических данных в Интернете.
Лекции и лабораторные занятия по общеобразовательной дисциплине «Основы
информационных технологий»
для специальностей второй ступени высшего образования университета
Тема 1. Современные информационные технологии (2 лекц+2 лаб)
Ключевые
слова: вычислительная техника, операционные системы, языки и технологии
программирования
История,
современное состояние и перспективы развития информационных технологий. Понятие
информации. Источники информации. Классификация и виды информационных
технологий. Операционные системы. Функциональные характеристики. Назначение,
классификация, современное состояние, знакомство с возможностями и работой с
современными операционными системами. Технологии программирования.
Компилируемые, интерпретируемые и встраиваемые языки. Процедурное,
объектно-ориентированное и логическое программирование.
Тема 2. Основные программные средства обработки информации (2 лекц+2 лаб)
Ключевые
слова: программное обеспечение, базы данных, системы управления базами данных,
запросы, запросы, отчеты, формы, массивы данных.
Программное
обеспечение. Средства хранения, обработки и визуализации данных. Сервисные
инструментальные средства. База данных, банк данных, система управления базами
данных (СУБД). Общие логические модели в базах данных (иерархическая, сетевая,
реляционная, ER-модель, объектная, схема звезды). Нормализация отношений в
реляционной модели. Создание базы данных, создание схемы данных, таблиц,
запросов, форм и отчетов. Структурированные или неструктурированные массивы
данных.
Тема 3. Сетевые технологии и Интернет (4 лекц+2 лаб)
Ключевые
слова: компьютерные сети, Интернет, сервисы Интернета, сайты,
информационно-поисковые системы, каталоги
Модель
связи открытых систем. Семиуровневая модель структуры протоколов связи. Уровни
связи: прикладной, представительский, сеансовый, транспортный, сетевой,
канальный и физический. 6 Виды компьютерных сетей: локальные, глобальные и
региональные. Топологии компьютерных сетей: полно связная, шина, звезда и
кольцо. Организационная структура Интернета. Протоколы Интернета (TCP и UDP).
Основные сервисы Интернета (E-mail, Usenet, FTP, Telnet, WWW, DNS, IRC).
Скриптовые языки программирования (Java, Perl, HTML, XML). Инструментальные
средства создания веб-серверов и веб-сайтов (PHP, ASP NET, Delphi, Python,
NeoBook). Основы веб-дизайна. Облачные технологии. Основные характеристики.
Модели развертывания (частное, публичное, общественное и гибридное облака).
Модели обслуживания (инфраструктура, платформа, программное обеспечение).
Облачные технологии в сфере культуры: преимущества и особенности использования.
Информационно-коммуникационные технологии в социокультурной сфере. Виртуальные
социокультурные пространства. Виртуальные музеи и библиотеки. Информационные
ресурсы в сфере культуры: особенности представления информации и возможности.
Авторское право.
Тема 4. Защита информации (2 лекц+2 лаб)
Ключевые
слова: кодирование, антивирусная защита, правовые аспекты защиты информации,
электронно-цифровая подпись
Концепции
обеспечения информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.
Антивирусная защита. Кодирование и декодирование информации. Защита от
несанкционированного доступа к данным. Классы безопасности компьютерных систем.
Электронно-цифровая подпись. Организационно-правовые аспекты защиты информации
и авторское право. Методы обеспечения безопасности информации в информационных
системах (препятствие, управление доступом, механизмы шифрования, противодействие
атакам вредоносных программ, регламентация, принуждение, побуждение).
Технологии обеспечения безопасности. Технология защиты от вирусов (входной
контроль, сегментация жесткого диска, систематическое использование резидентных
программ-ревизоров и фильтров, архивирование). Функции электронно-цифровой
подписи (контроль целостности документа, защита от изменений, невозможность
отказа от авторства, доказательное подтверждение авторства). 7
Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторское право. Требования
к хранению и безопасности предметных данных.
Тема 5. Математическое моделирование и численные методы (4 лекц+4 лаб)
Ключевые
слова: математические модели, численные методы.
Модели
систем, их предназначение. Аналитическое и имитационное моделирование. Основные
этапы математического моделирования. Прямые и обратные задачи математического
моделирования. Методы математической статистики, анализа и обработки данных.
Системы и пакеты для математических вычислений. Назначение, возможности,
примеры применения.
Тема 6. Методы оптимизации и системы поддержки принятия решений (2 лекц+4
лаб)
Ключевые
слова: оптимизация, методы одномерного поиска, методы безусловной оптимизации,
методы условной оптимизации, искусственный интеллект
Оптимизация
как основной этап вычислительного эксперимента. Модели и постановки задач
оптимизации в различных предметных областях. Проекции, размерность данных и
способы ее уменьшения. Классификация методов минимизации функций. Методы
условной оптимизации. Методы решения вариационных задач. Системы поддержки принятия
решений. Понятие об экспертных системах и эвристических процедурах. Методы
планирования научного эксперимента. Программы для обработки данных
экспериментальных исследований. Использование электронных таблиц для
планирования и обработки результатов научных исследований в сфере культуры и
искусства. Искусственный интеллект, нейронные сети, эволюционные вычисления,
теория нечетких множеств.
Тема 7. Применение информационных технологий в сфере культуры (8 лекц+10
лаб)
Ключевые
слова: текстовые редакторы, графические редакторы, звуковые и видеоредакторы,
системы подготовки презентаций, мультимедийные технологии
Текстовые
редакторы и редакционно-издательские системы, их возможности и назначение.
Словари и переводчики. Архиваторы. Графические редакторы. Способы хранения и
обработки графической информации. Редакторы растровой и векторной графики. Их
возможности. Звук. Основные характеристики звуковых сигналов (сила звука
(громкость), высота, звуковой спектр). Цифровое кодирование аналогового
звукового сигнала (шаг квантования, шаг дискретизации). Цифровые форматы.
Кодирование и декодирование звука. Основные виды представления звука.
Редактирование звука (очистка от шумов, разделение стерео-записи на два
различных файла, микширование звука, наложение эффектов). Обработка звука
(знакомство с различными программами для обработки и создания звука). Основные
понятия видео информации: видео, видеозапись, аналоговое и цифровое видео.
Основные характеристики видео: экранное разрешение, соотношение ширины и высоты
кадра, частота кадров, битрейт, стандарт разложения, глубина цвета. Видеопоток,
видеофайл. Сжатие видео информации (компрессия). Алгоритм сжатия. Понятие о
видеокодеках и их типах. Контейнеры для видео. Обзор профессиональных видео
редакторов, используемых при обработке видео информации. Системы подготовки
презентаций. Назначение, возможности, работа. Мультимедийные технологии в
музейной, театральной и сценической деятельности. Компьютерные технологии в
музыкальном искусстве и кино. Мультимедийные инсталляции и дополненная реальность.
Системы поддержки принятия решений. Классификация. Структура. Системы,
основанные на знаниях. Экспертные системы. Программное обеспечение для
планирования, мониторинга и управления проектами. Электронное правительство.
История создания. Перспективы развития в Республике Беларусь.
Тема реферата и практической части обязательно должна быть связана с применением информационных технологий в культуре и согласована с преподавателем
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1M1zopkZeOLjyAki1wak5cID4aD-54KNdqy7DJTio67Q/edit?usp=sharing
Основные требования к оформлению реферата:
Структура
реферата должна включать следующие элементы:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
СОДЕРЖАНИЕ Обязательное требование к
созданию содержания – автоматическая верстка!!!
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
(при необходимости);
ВВЕДЕНИЕ» (включает следующие
структурные элементы: актуальность, объект и предмет, цель и задачи
исследования, источниковедческая база, практическая значимость,
структура и объем реферата);
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ, которая, как правило, состоит из двух глав (первая глава
имеет теоретический аспект, в котором раскрывается сущность рассматриваемых в
реферате вопросов, вторая глава посвящена практической разработке с
использованием прикладного программного обеспечения) и параграфов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (излагаются итоги
выполненного исследования в соответствии с поставленными задачами,
рекомендации, перспективы дальнейшей разработки);
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
(включаются только те источники, на которые в реферате имеются
ссылки);
ПРИЛОЖЕНИЕ (должен содержать скриншоты
практической части и презентацию для защиты).
Основные
правила оформления реферата (смотри инструкцию ВАК https://vak.gov.by/On-Approval-of-Instruction ):
1. Объем
реферата, как правило, не должен быть менее 25 страниц до раздела «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ».
2. Титульный
лист не учитывается при нумерации и номер страницы на нём не указывается.
3. В
конце каждого параграфа и главы должны быть сделаны краткие выводы.
4. Наименования
структурных элементов реферата разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
И ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ», а также названия глав основной части служат
заголовками этих структурных элементов реферата. Заголовки структурных
элементов реферата располагают в середине строки без точки в конце
(без абзацного отступа), прописными буквами, полужирным шрифтом,
не подчеркивая, отделяются от текста снизу одним межстрочным
интервалом.
5. Каждый
структурный элемент (разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
И ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» и каждая глава основной части) реферата необходимо начинать с новой страницы.
6. Главы
нумеруются в пределах диссертации в возрастающем порядке, начиная
с единицы, арабскими цифрами после слова «ГЛАВА» (без точки), которое печатается прописными буквами полужирным
шрифтом. Заголовки глав печатают прописными буквами полужирным шрифтом
и располагают в середине следующей строки без точки в конце.
7. Параграфы
должны иметь порядковые номера в пределах главы диссертации, обозначенные
арабскими цифрами без точки в конце номера, и располагаться
с абзацного отступа. Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа,
разделенных точкой
8. Заголовки параграфов располагаются с абзацного отступа без точки на конце, отделяются от текста сверху
и снизу одним межстрочным интервалом. Заголовки параграфов печатаются
строчными буквами, начиная с прописной, с соблюдением знаков
препинания, полужирным шрифтом, не подчеркивая. Если заголовок главы или
параграфа включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках глав
или параграфов не допускаются.
9. Нумерация
страниц реферата, а также
оформление иллюстраций, таблиц, примечаний и сносок должны осуществляться
в соответствии с требованиями подпунктов 6.3–6.8 пункта 6
межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов
по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет
о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»,
введенного в действие на территории Республики Беларусьпостановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 2 ноября 2018 г. № 62 (далее – ГОСТ 7.32-2017).
10. Ссылки на источники, из которых в реферат заимствуются отдельные материалы или результаты, оформляются квадратными скобками непосредственно за этими материалами (результатами) или цитируемым текстом с заключением в них номеров этих источников, указанных в разделе «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ». При использовании сведений из источника с количеством страниц более 5 в ссылке на этот источник после его номера через запятую и строчную букву «с» с точкой указывается номер страницы (или номера страниц, разделенные тире), на которой (на которых) расположены использованные сведения, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения. В случае ссылки сразу на несколько источников они разделяются между собой точкой с запятой.
11. Сведения
об источниках раздела «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» располагаются
с абзацного отступа в порядке появления ссылок на источники
в тексте реферата и нумеруются арабскими цифрами.
12. Оформление списка использованных источников и библиографического описания различных источников, использованных в реферате, осуществляется в соответствии с https://vak.gov.by/node/8026
13. Раздел
«ПРИЛОЖЕНИЕ» оформляется одним из способов, указанных
в подпункте 6.17 пункта 6 ГОСТ 7.32-2017 .
Реферат
необходимо представить рецензенту не позднее двух недель до защиты в
электронном виде. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (сайт, видеоряд, полиграфическая
продукция, презентация и т.д. ) высылается рецензенту вместе с рефератом.
Для представления результатов теоретической и практической частей реферата необходимо предоставить презентацию, состоящую из следующих элементов (примерная структура):
1 слайд - титульный
2 слайд - оглавление с гиперссылками
* АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
* ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
* ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
* ВЫВОДЫ
3 слайд - актуальность, объект, предмет, цель, задачи
4 слайд - теоретические основания
5 слайд - практическая разработка
6 слайд - выводы
7 слайд - краткая информация о себе
8 слайд - титульный
В презентации обязательно должен быть видео-, аудиоматериал (возможность посмотреть без доступа к Интернету).
Комментариев нет:
Отправить комментарий