Медиакультура специалиста


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ФЗО (внизу страницы)



ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ:
Кафедра информационных технологий в культуре 505 аудитория


http://compcentr.ru/eduflash/p18.html - пример раскадровки будущей анимации




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    

1.                  Проблема информации в современной науке.
2.                  Место информации в процессе общественного познания: онтологическое и методологическое понимание.
3.                  Информация, коммуникация, социальная информация.
4.                  Информационное общество. Эволюционно-информационных стадии развития человеческой цивилизации.
5.                  Информационное общество. Основные характеристики. Основные определения, процессы и принципы.
6.                  Медиа. Мультимедиа. Массмедиа. История и основные понятия.
7.                  Исследования Маршала Маклюэна о формирующем воздействии электрических и электронных коммуникаций на человека. Media is the message.
8.                  Медиасреда (media environment)(медиа окружение). Различные подходы к определению понятия. Мультимедиа.
9.                  Медиавосприятие и развитие аудитории в области медиакультуры: основные понятия и проблемы. Медиаграмотность как показатель развития медиакультуры аудитории.
10.              Медиавоздействие - основная функция медиатекста. Медиаманипуляция как форма медиавоздействия.
11.              Новые СМИ и аудитория: изменение традиционной модели взаимодействия.
12.              Медиакультура ("media culture"). Медиаграмотность (media literacy). Основные понятия и определения.
13.              Медиаобразование (media education). Основные цели и задачи. Основные категории.
14.              Место и роль медиасреды и медиаобразования в профессиональной деятельности культуролога.
15.              Медиатекст ("media text", "media construct"). Классификация. Примеры. Анализ медиатекста: виды анализа.
16.              Медиатекст - результат медиапроизводства. Жанровая структура медиа. Синтез жанров - характерное явление современной медиакультуры. Условность жанровых делений.
17.              Медиатекст (текст-очерк, реклама, новости, информационно- аналитические тексты): условное расположение их на шкале сообщение – влияние.
18.              Медиавирус. Источники и виды.
19.              Мультимедийная информация как профессиональный ресурс культуролога. Общая характеристика медиасреды.
20.              Медиасреда: принципы развития по Тоффлеру.
21.              Медиасреда как коммуникативное пространство деятельности культуролога. Специфика общения, контакта аудитории с медиасредой. Психолого-педагогические аспекты восприятия мультимедийной информации.
22.              Коммуникация: основные определения и виды.
23.              Социальная коммуникация. Объекты, цели и формы.
24.              Социальная коммуникация. Типы коммуникационной деятельности: примеры.
25.              Коммуникация. Модели коммуникации.
26.              Социальная коммуникация. Стили коммуникации.
27.              Информационные ресурсы социокультурной сферы: технологии их поиска и передачи. Основные характеристики и классификация информационных ресурсов. Текстовые, графические, аудио-, фото- и видеоресурсы. Мультимедийные ресурсы. Определение и сохранение адреса (ссылки) Интернет-ресурса.
28.              Информационные ресурсы социокультурной сферы. Основные характеристики и классификация информационных ресурсов. Создание списка аннотированных ссылок профессиональных ресурсов культуролога.
29.              Информационные ресурсы социокультурной сферы. Интернет-каталоги: тематические (предметные), иерархическая структура материала, встроенная система автоматического поиска по ключевым словам, примеры.
30.              Интернет-сообщества как информационный ресурс. Правила регистрации, участия и доступа к медиаресурсам (музыкальным, графическим, фото-, видео- и др.) Интернет-сообществ.
31.              Сетевые сообщества. Формы Интернет-сообществ (социальные сети, веб-форумы, блоги, вики, чаты, списки рассылки и т.д.). Технологии создания и регулирования деятельности сетевых сообществ. Примеры.
32.              Форум. Принципы организации. Правила поведения на форуме. Разграничение доступа. Модератор и администратор: обязанности и функции. Тематика форума. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога. Примеры.
33.              Чат. ICQ. Характерные особенности. История организации и развития. Технология организации. Правила организации переписки, поиск пользователей в системе. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога.
34.              Блог. История возникновения. Характеристики записей блога. Отличия блога от традиционного дневника. Разновидности блогов. Мотивация участия и функции блогов. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога. Примеры.
35.              Вики. Википедия. История. Концепции Википедии. Признаки. Возможности применения в профессиональной деятельности культуролога-менеджера.
36.              Рассылки как средство маркетинга и рекламы в профессиональной деятельности культуролога. Сервер списков рассылок. Рассылки электронной почты. Виды рассылок. Список рассылки. Групповой адрес. Информационная и/или рекламная рассылка. СПАМ, фишинг.
37.              Авторское право и информационная безопасность в Интернет. Условия соблюдения авторских прав при использовании информационных ресурсов Интернет. Особенности белорусского правового поля. Элементы специального знака авторского права.
38.              Электронные публикации. Правила цитирования электронных источников.
39.              Компьютерные cреды для работы с медиаприложениями. Браузеры. Программное обеспечение для навигации и просмотра веб-ресурсов. Браузеры: сравнительные характеристики и возможности. Статистика использования браузеров в Интернет.
40.              Медиапроект социально-культурной тематики как способ организации профессиональной деятельности культуролога. Оформление материалов для размещения в Интернет.

Практические задания:
  1. Медиатекст в виде анимации (FLASH). 
  2. Анализ медиатекста по категориям медиа и раскадровка анимации (схематично-описательно). 
  3. Выступление на семинаре. 

ВЕБ-КВЕСТ ПРИМЕРЫ




















Литература по курсу (библиотека БГУКИ)


Жилинская, Татьяна Степановна
Медиакультура специалиста: учеб.-метод. пособие / Т.С. Жилинская. – Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 64 с.
Панкратова, Татьяна Владимировна.
   Flash MX 2004 : учебный курс / Татьяна Панкратова. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 477 с. : ил. ; 23х17 см. - На обл. также: Освойте популярнейшую программу для создания мультфильмов и рекламных роликов. - Алф. указ.: с. 468-477. - ISBN 5-94723-989-2 : 10856.00.
Программа Flash MX 2004 широко используется любителями и профессионалами во всем мире для создания мультфильмов, рекламных роликов и обучающих программ для сайтов Интернета. Основное отличие от предыдущих версий - значительное развитие языка сценариев ActionScript, в частности, появление множества новых классов. Это расширяет возможности пользователей по созданию интерактивной анимации и одновременно усложняет овладение программой. Однако для тех, кто не стремится углубляться в программирование, в данной версии появилось множество готовых компонентов интерфейса, которые надо только настроить, готовых анимационных и оформительских эффектов, а также панель, с помощью которой можно определить поведение клипа, кнопки или кадра. Материал сгруппирован по принципу от простого к сложному, от неподвижных объектов к анимации. Тема каждого урока подкрепляется практическими упражнениями.
Гуманитарные исследования в Интернете : [сборник научных статей] / О. Н. Арестова [и др.] ; под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : [б. и.], 2000. - 431 с. : табл. - Библиогр. в конце ст. - Свед. об авт.: с. 421-422. - ISBN 5-7542-0074-9 : 12330.00.
Первый на русском языке сборник научных статей, в которых представлен широкий спектр актуальных исследований деятельности людей в Интернете. Эта деятельность рассматривается с позиций психологии, теории коммуникативных процессов, политологии, теории и практики рекламы, педагогики, культурологии.

Шифрин, Александр Евгеньевич.
   Мультимедийные инновации в художественном образовании : методическое пособие / А. Е. Шифрин. - Минск : БелГИПК, 2007. - 81, [2] с. : ил., фот. - Библиогр.: с. 61-62 (25 назв.). - Прил.: Примеры произведений компьютерного искусства и компьютерного дизайна: с. 63-74 ; Примеры компьютерного дизайна мультимедийной антологии "Культура Беларуси: лучшие страницы": с. 75-82. - ISBN 978-985-472-152-1 : 4628.00.
Рассматриваются проблемы создания котента мультимедийных дидактических пособий по художественной культуре Беларуси, а так же их дизайна.

Ляховская, А. А.
   Чат как жанр интернет-дискурса / А. А. Ляховская
// Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. - 2009. - № 1. - С. 65-69. - (Мовазнаўства). - Библиогр.: с. 69 (10 назв.).
В статье рассматриваются основные признаки интернет-дискурса и устанавливается специфика их проявления в синхронном чате как одном из его   жанров.

Жидков, Владимир Сергеевич.
   Виртуальная реальность и искусство / В. С. Жидков
// Системные исследования культуры. 2008. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 198-232. - Библиогр.: с. 231-232 .
Предпринята попытка объяснить, что такое современное искусство, где пролегает грань между искусством и неискусством.

Ингенблек, Вернер.

   Все о мультимедиа : [учебное пособие] / Вернер Ингенблек. - Киев : BHV, 1996. - 351 с. : ил. ; 23х16 см. - Словарь мультимедиа: с. 301-339. - ISBN 3-89360-313-1 : 10000.00.
Книга посвящена компьютерной технологии, позволяющей объединить текстовую, звуковую и видеоинформацию, графические изображения и компьютерные анимации.

Волкова, Татьяна Олеговна.
   Интенсивное изучение Photoshop CSЗ за 14 дней : универсальный экспресс-курс / Татьяна Волкова. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 336 с., [16] л. цв. ил : ил. ; 23х17 см. - ISBN 978-5-388-00364-5 : 27342.00.
Описывается быстрая и эффективная методика освоения программы Photoshop. Освоив данный экспресс-курс, любой человек без художественного образования сможет создавать профессиональные рисунки и с легкостью применять большинство спецэффектов Photoshop. Это третье издание популярнейшего самоучителя, в котором значительно доработана методика курса, а также добавлено множество новых приемов, трюков и спецэффектов Photoshop. Книга содержит большое число иллюстраций, в том числе и цветных.

Максимов, Николай Вениаминович.
   Компьютерные сети : учебное пособие / Н. В. Максимов, И. И. Попов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 446 с. : ил. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 403-405 (30 назв.). - Глоссарий: с. 406-429. - ISBN 978-5-91134-058-2 : 13100.00. - ISBN 978-5-16-002888-0 : 13100.00.
Организация сетевых архитектур, типы, топология, методы доступа, среда передачи, аппаратные компоненты компьютерных сетей, методы пакетной передачи данных.


Гончарова, Светлана Александровна.
   Имитация стилевых особенностей импрессионизма средствами растровой графики: методические рекомендации / Светлана Гончарова
// Мастацкая адукацыя і культура. - 2009. - № 1. - С. 36-39. - (Агульная мастацкая адукацыя). - Библиогр.: с. 39 (5 назв.).
В статье рассматриваются методические приёмы и способы имитации стилевых особенностей импрессионизма с помощью компьютерных технологий.

Коробанов, Сергей Иванович.
   Основы музыкальной информатики : курс лекций / С. И. Коробанов. - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. - 123, [1] с. : ил., табл. ; 21х15 см. - Библиогр.: с. 122-123 (34 назв.). - В содерж. разд.: Аппаратная поддержка работы со звуком на компьютере ; Программное обеспечение работы со звуком на компьютере ; Основы MIDI-технологии и др. - ISBN 978-985-425-986-4 : 2000.00.
Даны теоретические основы подготовки учителей к использованию музыкальных компьютерных технологий в школе. Рассмотрены проблемы использования информационных технологий в музыкальном искусстве; аппаратная поддержка работы со звуком на компьютере; краткая характеристика внешних мультимедийных устройств и носителей; программное обеспечение работы со звуком на компьютере; звук и его характеристики; теоретические основы работы с цифровым звуком (digital audio); основы MIDI-технологии.
Кирн, Питер.
   Цифровой звук. Реальный мир = Digital audio. Real world / Питер Кирн ; [пер. с англ. и ред. С. А. Добродеева]. - Москва ; Санкт-Петербург : Вильямс, 2008. - 713 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) с записями пробных версий ПО, преднач. для учеб. целей, учеб. пособие, а также эксклюзив. библиотеки звука. - ISBN 978-5-8459-1324-1 : 76799.00.
Практическое руководство по использованию компьютерных технологий в звукозаписи и музыкальном творчестве: подбор оборудования и ПО, запись, редактирование и добавление эффектов, микширование и подготовка мастера-оригинала, фонограммы, синтез звука, MIDI-технология и виртуальные инструменты, озвучивание видеозаписи, автоматизация управления музыкальным комплексом.
Карпович, Наталья Александровна.
   Информатика : справочник для школьников, студентов, преподавателей / Н. А. Карпович, В. М. Павлович. - Минск : УниверсалПресс, 2006. - 287 с. : табл., схем. - (Справочник школьника). - Библиогр.: с. 281 (19 назв.). - ISBN 985-6699-44-4 : 11100.00.
Систематизированы и сконцентрированы важнейшие теоретические и практические сведения по информатике, предусмотренные школьной программой.
Воройский, Феликс Семенович.
   Информатика. Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах [Электронный ресурс] : энциклопедический систематизированный словарь-справочник / Ф. С. Воройский. - 4-е электронное изд. - Электрон. текстовые данные (12,9 Мб). - Москва : ГПНТБ России, 2007. - 1 электронный оптический диск (CD-ROM) : 12 см ; в контейнере, 13х14 см. - Текст на экране рус. - Название с титульного экрана. - ISBN 985655795-Х : 113516.00.
Энциклопедический словарь-справочник содержит около 17 тыс. русско- и англоязычных терминов. Словарные статьи имеют расширенный характер и включают в себя справочные данные об объектах описания, а также ссылки на первичные источники для более полного ознакомления с ними. Структура и содержание словаря, позволяют использовать его для систематизированного изучения читателями материалов по интересующим их тематическим разделам и подразделам, производить предварительную проработку решений, связанных с проектированием разнородных автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, а также готовить на его основе учебно-методические, обзорные, справочные и другие документы. Поиск отдельных терминов и понятий может осуществляться по русско- и англоязычному алфавитным указателям. Текущая версия создана на основе данных, полученных автором до конца мая 2008 г.
Симонович, Сергей Витальевич.
   Специальная информатика : учебное пособие / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. - Москва : Аст-Пресс книга, 2005. - 478, [1] с. : ил. - (Универсальный курс). - Словарь терминов: с. 459-467 ; Алф. указ.: с. 468-479. - ISBN 5-462-00201-7 : 30000.00.
Освоение навыков, необходимых при выборе профессий, порожденных компьютерной революцией. Каждый раздел посвящен конкретному программному средству или классу прикладных программ. Первый раздел является чисто методическим и содержит описание практических приемов и методов быстрого освоения незнакомого программного обеспечения.

Джордан, Дэн.
   Использование Adobe Photoshop 5 : [учебное пособие] : пер. с англ. / Дэн Джордан, Стив Мониц. - Москва ; Санкт-Петербург ; Киев : Вильямс, 1999. - 559 с. : ил. ; 23х16 см. - Парал. тит. л. англ. - ISBN 5-8275-0015-1 (рус.) : 10000.00.
Книга, посвященная очередной версии популярнейшего графического редактора, описывает возможности редактирования изображений, применения специальных эффектов.
Панкратова, Татьяна Владимировна.
   Flash MX 2004 : учебный курс / Татьяна Панкратова. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 477 с. : ил. ; 23х17 см. - На обл. также: Освойте популярнейшую программу для создания мультфильмов и рекламных роликов. - Алф. указ.: с. 468-477. - ISBN 5-94723-989-2 : 10856.00.
Программа Flash MX 2004 широко используется любителями и профессионалами во всем мире для создания мультфильмов, рекламных роликов и обучающих программ для сайтов Интернета. Основное отличие от предыдущих версий - значительное развитие языка сценариев ActionScript, в частности, появление множества новых классов. Это расширяет возможности пользователей по созданию интерактивной анимации и одновременно усложняет овладение программой. Однако для тех, кто не стремится углубляться в программирование, в данной версии появилось множество готовых компонентов интерфейса, которые надо только настроить, готовых анимационных и оформительских эффектов, а также панель, с помощью которой можно определить поведение клипа, кнопки или кадра. Материал сгруппирован по принципу от простого к сложному, от неподвижных объектов к анимации. Тема каждого урока подкрепляется практическими упражнениями.
Льюис, Гарри.
   Maya 5 = Maya 5. Fundamentals : учебный курс / Гарри Льюис, Джим Ламмерс ; [пер. с англ.: Ю. Леонтьева, И. Рузмайкиной]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005. - 527 с., [4] л. цв. ил. : ил., цв. ил. ; 23x16 см + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Серия "Учебный курс"). - Алф. указ.: с. 517-527. - Парал. тит. л. англ. - Прил. А: Работа с Maya для пользователей MAX ; Прил. Б.: Работа с Maya для пользователей LightWave. - Об авторах: с. 15. - ISBN 0-7357-1372-3 (англ.) : 25960.00. - ISBN 5-469-00117-2 : 25960.00.
Учебный курс посвящен последней версии одной из популярных программ для создания трехмерной графики и анимации - Maya. К книге прилагается компакт-диск, на котором собраны файлы, необходимые для выполнения упражнений, а также сопроводительные и демонстрационные фильмы, созданные профессиональными аниматорами.
Миронов, Дмитрий Феликсович.
   CorelDRAW 12 : учебный курс / Дмитрий Миронов. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 441 с. : ил. ; 23х17 см. - (Серия "Учебный курс"). - Алф. указ.: с. 425-441. - На обл. также: Освойте популярнейшую программу для работы с векторной графикой. - ISBN 5-94723-897-7 : 10384.00.
Сведения о базовых концепциях и приемах работы с векторной графикой подкрепляются практическими упражнениями. Описаны средства и методы, позволяющие добиться сложных графических эффектов.
Рейнбоу, Вольдемар.
   Компьютерная графика : энциклопедия : наиболее полное и подробное руководство : [перевод] / В. Рейнбоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 766 с. : ил. ; 24х17 см. - На обл. также: Основы графического дизайна ; Работа с растровой и векторной графикой ; Анимация и web-дизайн. - Алф. указ.: с. 754-766. - ISBN 5-94723-124-7 : 16048.00.
Книга знакомит с основами графического дизайна и компьютерной графики, программой растровой графики Adobe Photoshop 7, программами векторной графики CorelDRAW 10 и Adobe Illustrator 10, программой анимированной графики Macromedia Flash 5, программами для web-дизайна Microsoft FrontPage 2002 и Microsoft Image Composer, а также кратко описывает программы офисной графики и просмотра изображений Adobe Acrobat Reader, Microsoft Word и Excel, Microsoft Visio, ACDSee.
Лещев, Дмитрий Владимирович.
   Создание интерактивного web-сайта : учебный курс / Д. Лещев. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2003. - 543 с. : ил., табл. ; 23x16 см. - Библиогр.: с. 537 (24 назв.). - Алф. указ.: с. 538-543. - Прил. 1: Ресурсы Интернета ; Прил. 2: HTML 4 ; Прил. 3: JavaScript ; Прил. 4: Flash ; Прил. 5: ActionScript ; Прил. 6: Новые возможности Flash MX. - Толковый словарик Интернета: с. 530-536. - ISBN 5-314-00033-4 : 11800.00.
Разработка, дизайн, верстка и публикация сайта в Сети. Основное внимание - созданию интерактивных эффектов, не требующих написания серверных сценариев и описанию технологий JavaScript и Flash. Книга дополнена краткими справочниками по HTML, JavaScript, Flash и ActionScript, а также описанием ресурсов Интернета и новинок Flash MX.
Тайц, Александр М.
   Самоучитель CorelDRAW 9 / Александр Тайц, Александра Тайц. - Санкт-Петербург : БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 677 c. : ил. - Предм. указ.: c. 670-677. - ISBN 5-8206-0064-9 : 10000.00.
Книга посвящается 9-ой версии популярной программы обработки векторной графики CorelDRAW.
Петелин, Роман Юрьевич.
   Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург : Арлит, 2004. - 686 с. : ил. - Библиогр.: с. 681-683 (43 назв.). - Предм. указ.: с. 684-686. - ISBN 5-94157-314-6 : 17807.00.
В книге доступно изложена теория обработки аудиосигналов и детально описаны методики ее применения на практике.
Петров, Михаил Николаевич.
   Photoshop СS / М. Н. Петров. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005. - 845 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Эффективная работа ТМ). - ISBN 5-469-00233-0 : 22774.00.
Подробно рассмотрены возможности самой популярной программы для обработки цифровой графики.
Петров, Михаил Николаевич.
   Компьютерная графика : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломиров. специалистов "Информатика и вычислит. техника" / М. Н. Петров, В. П. Молочков. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 811 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Учебник для вузов). - ISBN 5-94723-758-Х : 21948.00.
Освещены все современные направления развития компьютерной графики с множеством подробных упражнений, поясняющих порядок и особенности использования инструментов и команд. Прилагаемый CD содержит сгруппированную по главам библиотеку изображений и дополнительный материал к описанию графических пакетов.
Савицкая, Татьяна Евгеньевна.
   Виртуальная Россия : новые модусы производства и потребления культуры / Т. Е. Савицкая
// Обсерватория культуры. - 2010. - № 1. - С. 29-37. - Библиогр.: с. 36-37 (20 назв.).
Рассматриваются современные социокультурные практики, ориентироавнные на зрелищно-компьютерные технологии. В контексте модернизации современной России по модели информационного общества рассматриваются этапы институализации электронной России, различные типы контаминации новых аудиовизуальных технологий с прежними культурными институтами, носителями образовательных или досуговых функций. Особое внимание уделяется феномену опережающего развития в интернет-пространстве России социальных сетей, а также Живого журнала.
Гляков, Петр Владимирович.
   Виртуальная реальность: становление и области применения / П. В. Гляков
// Культура. Наука. Творчество : материалы III Международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2009 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2009. - Вып. 3. - С. 81-86.
Прохоренко, Дмитрий Михайлович.
   Разработка и использование мультимедийных обучающих гиперкурсов в учебном процессе : учебное пособие / Д. М. Прохоренко. - Минск : [б. и.], 2004. - 212 с. : ил. ; ил., табл., схемы. - Библиогр.: с. 212 (18 назв.). - ISBN 985-6741-07-6 : 1330.00.
В учебном пособии рассмотрен пример создания мультимедийного обучающего гиперкурса "Использование Интернет-технологий в курсе информатики" его внедрение в учебный процесс.
Пунчик, В. Н.
   Дидактический потенциал сети Интернет / В. Н. Пунчик, Н. Н. Пунчик
// Инновационные образовательные технологии. - 2010. - № 2. - С. 37-43.
Описанные формы и методы применения Интернета имеют значительные образовательные возможности, педагогический потенциал которых в современном виртуальном мире весьма значителен.
Мазаник, Ольга Владимировна.
   Проблемы внедрения информационных и компьютерных технологий в процессе обучения дирижеров оркестровых коллективов Беларуси на современном этапе : (симфонические, народные, духовые оркестровые коллективы) [на примере обучения в Бел. ун-те культуры] / О. В. Мазаник
// Чалавек. Культура. Iнфарматыка : матэрыялы навук.-практ. канф., 7-8 снеж. 1999 г., г. Мiнск / Бел. дзярж. iн-т праблем культуры. - Мн., 2003. - С. 42-43.
   Основы компьютерных технологий в образовании : учебное пособие. В 4 ч. Ч. 1 : Аппаратные средства и системное программное обеспечение персонала компьютера / Г. М. Троян [и др.]. - Минск : [б. и.], 2002. - 203 с. : табл., ил. - Библиогр.: с. 203, библиогр. в конце блоков. - ISBN 985-6299-90-Х : 6250.00.
   Основы компьютерных технологий в образовании : учебное пособие. В 4 ч. Ч. 4 : Компьютерная графика. Основы работы в Internet. / Г. М. Троян [и др.]. - Минск : [б. и.], 2002. - 184, [2] c. : табл., ил. - Библиогр.: с. 186, библиогр. в конце модулей. - ISBN 985-6299-90-X : 6250.00.
Кравченя, Эдуард Михайлович.
   Компьютерная графика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э. М. Кравченя, Т. И. Абрагимович. - Минск : Новое знание, 2006. - 247 с. : ил. ; 24х17 см. - Краткий словарь: с. 244-247. - ISBN 985-475-196-1 : 9660.00.
Рассмотрены основы компьютерной графики, инструменты и функции популярных графических редакторов Adobe Photoshop 8.0 и CorelDRAW 11.0. Особое внимание уделено формированию практических навыков по обработке графической информации. Теоретический материал сопроваждкется упражнениями и иллюстрациями.
Яцюк, Ольга Григорьевна.
   Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама : [справочное и практическое руководство] / Ольга Яцюк, Эльза Романычева. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2001. - 432 c. : ил. - (Мастер). - Библиогр.: с. 428-429 (34 назв.). - Предм. указ.: с. 430-432. - ISBN 5-94157-046-5 : 14688.00.
Системетизированы сведения о современном дизайне и рекламе: основные проблемы, стоящие перед дизайнером; обзор современных компьютерных графических рограмм; свойства эмоционального восприятия, графические иллюзии на изображениях, виды перспектив, освещение, соотношение света и тени; информация о воздействии цвета на человека, колориметрических кругах и сочетании цветов, компьютерном представлении цвета и цветовых моделях; принципы и приёмы построения декоративной композиции (форма, равновесие, контраст, ритм); вопросы промышленного дизайна (технической эстетики) и эргономики; классификация и виды рекламы, методы создания эффективной рекламы, в том числе наружной, теле- и радиарекламы, рекламы в интернет; рекомендации по созданию фирменного стиля, дизайну печатной рекламы, конструированию упаковки товара; обзор художественных стилей.
Синклер, Айен.
   Большой толковый словарь компьютерных терминов = Collins Dictionary of Personal Computing : русско-английский, англо-русский / Айен Синклер ; [пер. с англ. А. Помогайло]. - Москва : Вече : АСТ, 1999. - 511, [1] с. : ил. ; 22х15 см. - (Collins). - Парал. тит. л. англ. - Свед. об авт.: с. 511. - ISBN 5-7838-0306-5 : 6580.00.
Около 3500 слов и выражений для широкого круга пользователей.
Микляев, Александр Петрович.
   Настольная книга пользователя IBM PC / А. Микляев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Солон-Р, 2000. - 715, [213] с. : ил. - В кн. также главы из самоучителя: Персональный учитель по персональному компьютеру. Изд. 2-е [Москва : Солон-Р, 2000]. - На обл. свед. об изд.: 4-е изд. - ISBN 5-93455-013-6 : 5641.00.
Содержатся практические сведения, необходимые пользователю персонального компьютера.
Ерохин, Семен Владимирович.
   Эстетика цифрового изобразительного искусства / С. В. Ерохин. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. - 429, [1] с., [48] л. ил. - (Серия "Цифровое искусство"). - Библиогр.: с. 362-417 и в подстроч. прим. - Указ. имен: с. 418-429. - ISBN 978-5-91419-426-7 : 98100.00.
Насколько существенны изменения, обусловленные распространением цифровых технологий в изобразительном искусстве? Какие художественно-эстетические особенности характерны для произведений цифрового, компьютерного, сетевого, программного, генеративного, фрактального и других форм современного искусства? Каким образом художникам удается успешно совмещать цифровые и традиционные технологии? В данной книге представлена попытка найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в современном искусстве. Автор пытается показать; что благодаря этим технологиям искусству возвращается его основное, атрибутивное качество - художественность, а художник, как и прежде, становится мастером и профессионалом в этом новом и все еще непривычном искусстве.
Риз, Эндрю.
   Как сделать красиво в 3D-дизайне : пер. с англ. / Э. Риз ; пер. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Символ-Плюс, 1999. - 284, [4] с. : ил. - (Библиотека дизайнера). - Предм. указ.: с. 281-284. - ISBN 5-93286-002-2 : 2636.00. - ISBN 1-56604-494-4 (англ.) : 2636.00.
Базовые принципы трехмерного моделирования, применение трехмерной графики в различных областях.
Бураўкін, Аляксей Генадзевіч.
   Інфармацыйныя тэхналогіі ў мастацтве / А. Г. Бураўкін ; пад рэд. М. А. Ярмаша. - Мінск : Беларускі універсітэт культуры, 1999. - 246, [4] с. - ISBN 985-6579-05-8.
Мадэль культуры як аб'екта інфарматызацыі, сістэматэхнічныя мадэлі ўзораў мастацтва, інфармацыйная мадэль мастацкіх працэсаў, навукова-метадычнае забеспячэнне ўкаранення тэхналогій у мастацкай адукацыі.
Королев, Анатолий Александрович.
   Музыкально-компьютерный словарь / А. Королев. - Санкт-Петербург : Композитор, 2000. - 123 с. ; 21х15 см. - ISBN 5-7379-0093-2.
В словаре переводятся и объясняются термины и команды, которые употребляются в прикладных музыкальных программах на английском языке. Это терминология, применяемая в программах для компьютеров на базе IBM PC, Apple Macintosh и для других компьютерных платформ, а также в интерфейсах синтезаторов, сэмплеров и устройств для обработки звука.
Воройский, Феликс Семенович.
   Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник : вводный курс по информатике и вычислительной технике. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ф. С. Воройский. - Москва : Либерея, 2001. - 535 с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Алф. указ. терминов: с. 450-535. - ISBN 5-85129-134-6 : 15600.00.
Словарь содержит более 15 тыс. русско- и англоязычных терминов и наименований программных и технических средств.
Чиркина, А. А.
   Компьютерные технологии и адаптерная гипотеза индивидуализированного обучения / А. А. Чиркина, А. А. Чиркин
// Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. - 2011. - № 3. - С. 125-130. - Библиогр.: с. 130 (6 назв.).
Волкова, Татьяна Олеговна.
   Photoshop CSЗ за 14 дней : интенсивный курс / Татьяна Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 271 с., [16] л. цв. ил. : ил. ; 24х17 см. - ISBN 978-5-91180-638-5 : 34920.00.
Основная задача этой книги - научить создавать изумительные рисунки.
 Как рисовать на компьютере [Электронный ресурс] / LOGO Studio ; разработка LOGO Studio. - Электрон. текстовые, граф. дан. и прогр. (580 Мб). - Москва : МедиаХауз, 2003. - 1 электронный оптический диск (CD-ROM) : цв. ; 12 см ; в контейнере, 13х14 см. - (Как сделать ... на компьютере). - Систем. требования: Windows 95/98/2000/XP ; PII-300 ; RAM - 32MB. - Текст на экране рус. - Загл. с титул. контейнера.
Диск посвящен основам работы с графическими пакетами. Тут собраны четкие и понятные инструкции по работе с растровыми (Adobe Photoshop) и векторными (Corel Draw!) редакторами графики, правила создания баннеров (Gif-анимация) и подготовки графики для публикации в Интернете.
   Как сделать цифровой видеофильм [Электронный ресурс] / LOGO Studio ; разработка LOGO Studio. - Электрон. текстовые, граф. дан. и прогр. (594 Мб). - Москва : МедиаХауз, 2004. - 1 электронный оптический диск (CD-ROM) : цв. ; 12 см ; в контейнере, 13х14 см. - (Как сделать ... на компьютере). - Систем. требования: Pentium 333 MГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/XP. - Текст на экране рус. - Загл. с титул. контейнера.
В пособии подробно, с использованием большого количества иллюстраций и видеофрагментов, демонстрируется процесс создания цифрового фильма. Особое внимание уделено наиболее популярным программам видеомонтажа, таким как Movie Maker и Adobe Premiere.



Вопросы к экзамену по курсу
«Медиакультура специалиста» ФКСКД ФЗО
Составитель: старший преподаватель кафедры информационных технологий в культуре БГУКИ Жилинская Т.С., кан. пед. наук

1. Информатизация. Основные понятия и определения. Основные теоретико-методологических подходы к информатизации общества.
2. Информационное общество. Основные характеристики. Основные определения, процессы и принципы.
3. Информатизация культуры. Основные направления и аспекты.
4. Медиасреда (media environment)(медиа окружение). Различные подходы к определению понятия. Мультимедиа.
5. Медиавосприятие и развитие аудитории в области медиакультуры: основные понятия и проблемы. Медиаграмотность как показатель развития медиакультуры аудитории.
6. Медиавоздействие - основная функция медиатекста. Медиаманипуляция как форма медиавоздействия.
7. Медиакультура ("media culture"). Медиаграмотность (media literacy). Основные понятия и определения.
8. Медиаобразование (media education). Основные цели и задачи. Основные категории.
9. Медиаобразование в современном мире и его влияние на развитие личности. Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования.
10. Медиатекст ("media text", "media construct"). Анализ медиатекста.
11. Медиатекст - результат медиапроизводства. Способы реализации интерактивности. Примеры.
12. Медиатизация культуры. Основные направления современного цифрового искусства. Выставки, проекты, фестивали компьютерного искусства. Примеры.
13. Мультимедийная информация как профессиональный ресурс культуролога. Общая характеристика медиасреды.
14. Медиасреда как коммуникативное пространство деятельности культуролога. Специфика общения, контакта аудитории с медиасредой. Психолого-педагогические аспекты восприятия мультимедийной информации.
15. Вики. Википедия. История. Концепции Википедии. Признаки. Возможности применения в профессиональной деятельности культуролога-менеджера.
16. Рассылки как средство маркетинга и рекламы в профессиональной деятельности культуролога. Сервер списков рассылок. Рассылки электронной почты. Виды рассылок. Список рассылки. Групповой адрес. Информационная и/или рекламная рассылка. СПАМ, фишинг. Требования к рассылкам.
17. Информационные ресурсы социокультурной сферы: технологии их поиска и передачи. Основные характеристики и классификация информационных ресурсов. Текстовые, графические, аудио-, фото- и видеоресурсы. Мультимедийные ресурсы. Определение и сохранение адреса (ссылки) Интернет-ресурса.
18. Телефонные сети, информационный сервис и маркетинг. Интеграция телефонной сети и Интернет на уровне пользовательских сервисов – пример общей тенденции интеграции медиасреды. Возможности применения в профессиональной деятельности культуролога-менеджера. Примеры.
19. Информационные ресурсы социокультурной сферы. Основные характеристики и классификация информационных ресурсов. Создание списка аннотированных ссылок профессиональных ресурсов культуролога.
20. Информационные ресурсы социокультурной сферы. Интернет-каталоги: тематические (предметные), иерархическая структура материала, встроенная система автоматического поиска по ключевым словам, примеры.
21. Сетевые сообщества. Формы Интернет-сообществ (социальные сети, веб-форумы, блоги, вики, чаты, списки рассылки и т.д.). Технологии создания и регулирования деятельности сетевых сообществ. Примеры.
22. Форум. Принципы организации. Правила поведения на форуме. Разграничение доступа. Модератор и администратор: обязанности и функции. Тематика форума. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога. Примеры.
23. Чат. ICQ. Характерные особенности. История организации и развития. Технология организации. Правила организации переписки, поиск пользователей в системе. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога.
24. Блог. История возникновения. Характеристики записей блога. Разновидности блогов. Мотивация участия и функции блогов. Возможности использования в профессиональной деятельности культуролога. Примеры.
25. Авторское право и информационная безопасность в Интернет. Условия соблюдения авторских прав при использовании информационных ресурсов Интернет. Особенности белорусского правового поля. Элементы специального знака авторского права.
26. Электронные публикации. Правила цитирования электронных источников.
27. Компьютерные cреды для работы с медиаприложениями. Браузеры. Программное обеспечение для навигации и просмотра веб-ресурсов. Браузеры: сравнительные характеристики и возможности. Статистика использования браузеров в Интернет.
28. Медиапроект социально-культурной тематики как способ организации профессиональной деятельности культуролога. Оформление материалов для размещения в Интернет.
29. Методика включения в медиапроекты элементов медиаобразования. Формы медиаобразования: медиагалереи, фотовыставки, дискуссионные медиаклубы, любительские медиастудии и др.
30. Технологии создания и использования медиатекстов в профессиональной деятельности культуролога. Классификация программных средств создания, редактирования и управления медиатекстами.


Практические задания:
  1. Медиатекст в виде анимации (FLASH). 
  2. Анализ медиатекста по категориям медиа и раскадровка анимации (схематично-описательно). 
  3. Веб-квест на основе блог-технологий (тематика социальная).