Информационная культура личности

Веб-квест "Компьютерный дизайн"                http://grafcomputerdesign.blogspot.com/


Практические задания к зачету

  1. Результат выполнения веб-квеста "Компьютерный дизайн"    разместите в комментариях к сообщению в блоге
  2. Отчет о выполнении лабораторной работы "Информационный поиск. Интернет"
  3. Регистрация в блогах  http://inftinculture.blogspot.com/, http://grafcomputerdesign.blogspot.com/
  4. Шаблон презентации для защиты дипломного проекта (тематика свободная)



Тема: Технологии информационных коммуникаций

Цель:
1.     познакомить с основными технологиями информационных коммуникаций
2.     изучить основы структуры компьютерных сетей и глобальной компьютерной сети Интернет
3.     изучить основные технологии поиска и сохранения информации из глобальной компьютерной сети Интернет

Краткая теория

Технология – способ организации деятельности, включающий ее средства, формы и методы, позволяющий гарантированно получать нужный результат.
Коммуникация — опосредованное (средством коммуникации) и целесообразное взаимодействие субъектов коммуникации с помощью объекта коммуникации - передаваемого сообщения (от коммуниканта к реципиенту).
Технологии информационных коммуникаций – это способ организации коммуникации, включающий совокупность средств коммуникации (коммуникационный интерфейс), форм коммуникации и методов коммуникации, позволяющий гарантировано осуществлять передачу сообщений между коммуникантом и реципиентом.
Компьютерная сеть – система коммуникации между компьютерами. Кроме самих компьютеров включает коммуникационный интерфейс: комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих коммуникацию - обмен информацией (сообщениями) между компьютерами.
Компоненты компьютерной сети: аппаратный интерфейс: компьютеры, коммуникационное оборудование и т.д.; программный интерфейс: операционная система, сетевые приложения и т.д.; информационное наполнение: пересылаемые данные и команды.
Типология компьютерных сетей:
по масштабу: LAN (Local Area Network) - локальная вычислительная сеть; CAN (Campus Area Network) - сеть, объединяющая близко расположенные LAN; MAN (Metropolitan-Area Network) - сеть городского масштаба; WAN (Wide Area Network) - широкомасштабная сеть; GAN (Global-Area Network) – Интернет;
по организации работы: равноправная сеть – сеть, в которой нет единого устройства управления и хранения данных; распределенная сеть – сеть, в которой сервер (машина, программа или устройство), обеспечивает сервис, но не управляет сетью; сеть с централизованным управлением – сеть, в которой один из компьютеров выполняет функции организации взаимодействия и т.д.;
по физической топологии (топология - способ соединения компьютеров в сети, физическая топология определяет расположение узлов и соединений): «шина» (Bus); «кольцо» (Ring); «звезда» (Star) и др.
по логической топологии (логическая топология определяет потоки данных и порядок получения права на их передачу, основана на физической топологии).
Классификация устройств в сети: узел (node) – любое устройство в сети, имеющее свой идентификатор; сервер (server) – компьютер, предоставляющий свои ресурсы другому; клиент (client) или рабочая станция – компьютер, потребляющий ресурсы.
Интернет (Internet) - Всемирная сеть, объединяющая глобальные, в т.ч. национальные, и локальные сети с разными типами используемых каналов, разной пропускной способностью и т.п.
Протокол — это набор правил и соглашений, используемых при передаче данных («язык общения» компьютеров в сетях).
Основополагающим протоколом сети Internet является протокол TCP/IP. TCP (Transmission Control Protocol) — протокол управления передачей данных. Определяет способ разбивки информации на пакеты и отправки по каналам связи. TCP располагает пакеты в нужном порядке, а также проверяет каждый пакет на наличие ошибок при передаче. Каждый информационный пакет содержит IP-адрес (IP – Internet Protocol) компьютера-отправителя и компьютера-получателя. Протокол IP (Internet Protocol) - это стандарт, описывающий систему адресации в сети Интернет. Каждый узел Интернет имеет уникальный IP-адрес. Формат IP-адреса - четыре числа от 0 до 999, например, 192.168.10.2. (Сейчас идет переход на формат IP6, состоящий из шести чисел).
Примеры протоколов
HTTP - Hyper Text Transfer Protocol - Протокол передачи гипертекста
FTP - File Transfer Protocol - Протокол передачи файлов
SMTP - Simple Mail Transfer Protocol - Простой протокол отправки электронных писем
POP3 - Post Office Protocol 3 - Протокол получения электронных писем
NNTP - News Net Transfer Protocol - Протокол телеконференций
Система имен доменов (DNS - Domain Name System) - это распределенная база данных, которая используется приложениями TCP/IP, для установления соответствия между доменными именами узлов и IP адресами. Функции DNS: определение IP адреса(ов) узла по его доменному имени; определение доменного имени узла по его IP адресу. IP-адрес или соответствующее ему доменное имя позволяют однозначно идентифицировать компьютер в сети Internet.
Для однозначной идентификации любого ресурса в сети Internet используют URL (Uniformed Resource Locator)- унифицированный указатель ресурсов.
World Wide Web (WWW, "Всемирная паутина") - основной инструмент Интернет, её главный информационный сервис. World Wide Web (WWW, "Всемирная паутина") - гипертекстовая информационная система поиска ресурсов Интернет и доступа к ним. Система WWW построена на протоколе передачи гипертекста HTTP. Контент системы WWW – это WWW-страницы, называемых сайтами (англ. site - участок). WWW-cтраницы (cайты) - гипермедийные документы системы World Wide Web. Создаются с помощью языка разметки гипертекста HTML (Hypertext markup language).
Браузер (англ. browse - листать, просматривать) - программа, с помощью которой пользователь организует взаимодействие с WWW-cерверами и другими сервисами и ресурсами Интернет.
Передача файлов по протоколу FTP. С помощью данного сервиса возможно, используя соответствующую FTP-программу на своем компьютере, подключиться к удаленной машине (FTP-серверу), ознакомиться с перечнем доступных файлов и скопировать их на свой компьютер. FTP позволяет пересылать по сети файлы любого типа – тексты, изображения, исполняемые программы, файлы с записями звуковых фрагментов и т. д.
Поиск информации в сети.
Язык запросов — это искусственный язык, содержащий специальные символы и операторы, на котором создаются запросы, которые обрабатываются информационно-поисковыми системами.
Ключевые слова (key-words) - слова, которые наиболее точно отражают суть того, что необходимо найти.
Релевантным (англ. relevant – «подходящий») называется документ, полностью соответствующий введенному запросу. Релевантность поиска – это его полнота (найдены все релевантные документы) и точность (не найдено ничего лишнего). Коэффициент полноты поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к общему количеству существующих в базе данных релевантных документов. Коэффициент точности поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к количеству всех найденных документов.
Пертинентность – это соотношение объема полезной для пользователя информации к объему полученной. Средства повышения пертинентности: уточнение формулировок запросов, ранжирование по весовым критериям, ограничение числа выданных в результате поиска документов.
Одним из средств повышения пертинентности поиска в поисковых системах являются «расширенный» (форма, которую нужно заполнить, ответив на дополнительные вопросы) и «сложный» (использование булевых операторов, поиск с помощью логических операторов) поиск.
Сохранение web-страниц. Для сохранения найденной информации имеют значение два обстоятельства: тип браузера и вид, в котором вы хотите сохранить документ.
Рассмотрим варианты сохранения на примере Microsoft Internet Explorer (IE). IE позволяет сохранить документ как: web-страницу полностью (со всеми иллюстрациями, которые разместятся в отдельной папке, что довольно удобно); web-архив (с включенными иллюстрациями); web-страницу, один файл (без иллюстраций, только HTML); текстовый файл (только текст документа). При сохранении в IE возможно указание кодировки страницы. При сохранении файлов других типов (doc, ppt, pdf и др.) браузер автоматически начнет «скачивание» файла после подтверждения.
Для «скачивания» информации из Интернета без помощи браузера существуют специальные утилиты (ReGet, FlashGet и др.). При их использовании после обрыва связи решается проблема восстановления перекачки.
Для сохранения полученной из Интернета информации также возможно использование текстового редактора: найденная информация на web-странице копируется в буфер обмена, вставляется из буфера в текстовый редактор и сохраняется его средствами.

Практические задания.
Задание 1.
Познакомьтесь с основными понятиями, связанными с технологиями информационных коммуникаций
Задание 2.
Изучите язык запросов на примере различных поисковых систем. Результаты изучения операторов поисковых систем оформите в виде таблицы 1. Используйте для поиска материала функцию расширенного поиска и справку.
ОПЕРАТОРЫ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ – СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Назначение оператора:
Поиск точных слов или фразы
Поиск страниц, содержащих одно из слов
Исключение страницы, содержащие слово или фразу
Поиск страниц, содержащих все слова
Отключение морфологического поиска
Ограничение поиска определенным типом файла
Поиск страниц, содержащих ссылки на указанную страницу
Ограничение поиска страницами, написанные на определенном языке
Ограничение поиска страницами, содержащими указанные слова в заголовке страниц
Поисковые системы:
google.com
yandex.ru
yahoo.com
altavista.com
Задание 3.
Для отработки навыков поиска информации решите предложенные задачи.
№1. Как доехать? Предложите гастрольный тур коллектива по двум, трём городам и разработайте маршрут передвижения: поезда, автобусы, самолёты и т.д. Результаты поиска оформите в виде таблицы «Маршрут передвижения (пункты и время отправления и прибытия)» со столбцами:
№ поезда (рейса)
Название поезда (рейса)
Время отправления
Время прибытия
Время в пути

№2. Где лучше купить книгу? Найдите стоимость любой книги культурологической тематики в трёх разных Интернет-магазинах. Результаты поиска оформите в виде таблицы «Где лучше купить книгу? (название книги)» со столбцами:
Название книги
URL
Цена
Пример оформления библиографического описания книги: Шиманский, М.Н. Моя вера - моя Беларусь/ М.Н. Шиманский. - Минск: Историко-художественная лит-ра, 2010. – 270 с.

№3. Где можно прочесть книгу? Найдите любую книгу культурологической тематики в электронных библиотеках. Выясните в каких электронных библиотеках её можно прочесть. Результаты поиска оформите в виде таблицы «Где можно прочесть книгу? (название книги)» со столбцами:
Название библиотеки
URL
№4. Найдите информационные ресурсы, посвящённые культурологической тематике (порталы, блоги, форумы и т.д.). Опишите основное контентное наполнение и назначение каждого из них. Результаты поиска оформите в виде таблицы со столбцами:
Название веб-сайта
URL
Контент и назначение
Задание 4.
Изучите алгоритм работы с центром управления избранным.
Избранное - позволяет просматривать избранные веб-сайты, RSS-каналы ( ) и журнал в одном месте. Чтобы отобразить меню "Избранное", нажмите кнопку "Избранное": . Изучите особенности добавления ссылок в папку «Избранное» и на панель избранного.
Изменить масштаб просматриваемой страницы возможно с помощью меню Вид.
Для отработки навыков использования браузера и сохранения информации выполните предложенные задания.
1.1   Найдите пять поисковых систем. Каждую поисковую систему сохраняйте в Избранном в папке Поисковые системы.
1.2   Найдите пять каталогов по предложенной теме. Каждый каталог сохраняйте в Избранном в папке Каталоги.
1.3   Используя сохранённые поисковые системы и каталоги, найдите пять ресурсов по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме.
1.4   Используя сохранённые поисковые системы, найдите пять графических изображений по предложенной теме. Сохраните их в личной папке.
1.5   Найдите три иностранных сайта по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме. Отметьте, каким странам принадлежат данные сайты.
1.6   Переведите иностранные сайты на русский или белорусский язык. Перевод сохраните в текстовом файле в личной папке. Отредактируйте перевод. Вставьте ссылку на ресурс.
1.7   Используя сохранённые в пункте 1.3 ресурсы, сохраните нужную Вам страницу в личной  папке в трех вариантах: 1 – только текстовую информацию; 2 – страницу полностью, вместе с графикой в неизменённом виде; 3 – страницу в неизмененном виде, только без графики.

Дополнительные задания.
1.          В любой поисковой системе составьте запрос для поиска информации о социальной рекламе. Исключите предложения об услугах, коммерческую рекламу. Сосредоточьте поиск на конкурсах по социальной рекламе.
2.          Найдите информацию об особенностях белорусской культуры в материалах телеконференций.
3.          Найдите музыкальную композицию, которая могла бы сопровождать Вашу презентацию по предложенной теме. Сохраните её адрес в личной папке.
4.          Найдите видеоинформацию предложенного жанра (хроникального, документального, исторического или др.) Сохраните её адрес в личной папке.
5.          Найдите компьютерную программу на FTP-сервере. Опишите алгоритм поиска и скачивания информации с FTP-сервера.


Вопросы для самоконтроля:
1.     Какие протоколы передачи данных вы знаете? Какой протокол является базовым в Интернет?
2.     Перечислите все известные Вам средства поиска информационных ресурсов в Сети.
3.     Каков коэффициент полноты и точности поиска в идеальной поисковой системе?
4.     Какой из критериев качества информационного поиска является более значимым: полнота или точность?
5.     Опишите известные Вам технологии сохранения информации из глобальной компьютерной сети Интернет.
6.     Какие специальные символы и операторы, которые используются в информационных запросах, Вы знаете?