БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Специальность: Социально-культурный менеджмент и коммуникации (профилизация: Мультимедийные технологии и цифровые коммуникации).

Основы информационных технологий: вторая ступень

Вопросы к кандидатскому дифференцированному зачету

Лабораторные задания

Методические указания по выполнению реферата

по общеобразовательной дисциплине учреждения высшего образования «Основы информационных технологий»

для специальностей ІІ ступени высшего образования (магистратура): 1-08 80 07 Социально-культурная деятельность, 1-20 80 01 Арт-менеджмент, 1-21 80 13 Культурология, 1-21 80 14 Искусствоведение, 1-23 80 01 Библиотечно-информационная деятельность, 1-23 80 02 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

1.        Понятие информации, виды информации. Информация как отображение окружающего мира.
2.        Понятие информационных технологий. Информационная деятельность. Основные требования к содержанию информации.
3.        Функционирование информации в обществе. Информационные потребности. Компьютеризация, информатизация и цифровизация.
4.        Виды информации. Элементарные схемы передачи и распространения информации.
5.        Особенности передачи, сохранения и распространения информации в сфере культуры и искусств.
6.        Информационные процессы в культуре и искусстве. Особенности и система требований.
7.        Понятие и виды информационных систем. Аппаратное и программное обеспечение.
8.        Программное обеспечение персональных компьютеров. Понятие и классификация.
9.        Операционная система как основа системного программного обеспечения. Классификация, функции и назначение.
10.   Защита информации. Электронная цифровая подпись.
11.   Защита информации: методы и средства защиты информации.
12.   Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторское право.
13.   Защита информации: технологии защиты от вирусов.
14.   Вычислительная техника: этапы развития, классификация ЭВМ.
15.   Структура современных персональных компьютеров. Основные направления повышения скорости обработки информации.
16.   Классификация средств компьютерной техники по функциональному назначению. Современные персональные компьютеры.
17.   Компьютерные сети, их назначение. Локальные, корпоративные, глобальные сети: обмен информацией и особенности обработки информации.
18.   Технологии и средства обработки текстовой информации: текстовые процессоры и редакционно-издательские системы.
19.   Технологии и средства обработки числовой информации. Электронные таблицы: принципы, система функций, построение диаграмм.
20.   Технологии и средства обработки мультимедийной информации: инструментарий, методики, функции.
21.   Компьютерная графика. Классификация. Графические редакторы и форматы.
22.   Статическая графика. Создание, преобразование и вывод графической информации.
23.   Динамическая графика. Понятие анимации. 2d- и 3d-анимация. Этапы создания анимационных материалов.
24.   Технические и программные средства, методы обработки графических изображений.
25.   Компьютерная графика в искусстве. Особенности представления и сохранения в электронном виде произведений изобразительного искусства.
26.   Компьютерное представление цвета. Цветовые модели и палитры.
27.   Веб-графика. Особенности подготовки графических изображений для публикации в сети Интернет.
28.   Технологии динамической графики: обработка видеоинформации.
29.   Программные и аппаратные средства обработки динамической графики: назначение и использование в учреждениях культуры, искусств, образования.
30.   Инструментальные средства создания веб-страниц. Основы web-дизайна.
31.   Цифровой и аналоговый звук. Преимущества и недостатки цифрового звука.
32.   Технологии обработки цифрового звука. Понятие звукового файла. Звуковой кодек.
33.   Теория и практика компьютерной записи, сохранения и обработки звука.
34.   Музыкальные редакторы. Звуковые эффекты (вибрато, дилэй, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация, дисторшн, вокодер).
35.   Воспроизведение и обработка звука на компьютере. Программы-проигрыватели. Звуковые редакторы.
36.   Использование средств компьютерной техники и программного обеспечения в музыкальном творчестве.
37.   Музыка в Интернете. Форматы звуковых файлов в Интернете. Битрейт. Размещение аудиофайлов в сети Интернет.
38.   Технические и программные средства создания и обработки мультимедийных материалов. Мультимедийные форматы.
39.   Мультимедийные системы в культуре и искусстве. Перспективные направления использования мультимедийных компьютерных систем в учреждениях культуры.
40.   Мультимедийные системы в образовании, библиотечном и музейном деле.
41.   Виртуальные социокультурные пространства. Виртуальные музеи и библиотеки.
42.   Сервисные инструментальные средства: архиваторы, электронные словари, переводчики, программы распознавания текста.
43.   Понятие базы данных. Системы управления базами данных.
44.   Проектирование баз данных. Этапы разработки баз данных.
45.   Автоматизированные библиотечно-информационные системы: состав, функции и использование.
46.   Автоматизированные информационные системы учета музейных коллекций. Функции и назначение.
47.   Понятие о коммуникационном формате UNIMARC и его применение в библиотеках Республики Беларусь.
48.   Компьютерные сети: каналы передачи информации, оборудование, топология.
49.   Компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет.
50.   Компьютерные сети. Основные методы адресации компьютеров в сети.
51.   Ресурсы Интернета, доступ к ним. Просмотр и навигация в Интернете.
52.   Глобальная сеть Интернет. Провайдеры интернет-услуг в Беларуси.
53.   Информационные ресурсы Интернета в сфере культуры и искусств.
54.   Службы сети Интернет: электронная почта, WWW, служба передачи файлов, служба телеконференций и др.
55.   Внедрение информационных технологий в образование и культуру. Государственные программы информатизации образования и культуры Беларуси.
56.   Облачные технологии как технологии сетевого доступа к данным. Основные характеристики. Модели развертывания.
57.   Облачные технологии как технологии сетевого доступа к данным. Модели обслуживания.
58.   Облачные технологии как способ размещения данных. Облачные сервисы.
59.   Планирование научного эксперимента в сфере культуры и искусств. Программы для обработки данных экспериментальных исследований.
60.   Статистический анализ данных в сфере культуры. Поиск статистических данных в Интернете.


Лабораторные занятия по общеобразовательной дисциплине «Основы информационных технологий»
для специальностей второй ступени высшего образования университета

Тема 1. Современные информационные технологии 

Ключевые слова: вычислительная техника, операционные системы, языки и технологии программирования 
Лекции 6 часа
История, современное состояние и перспективы развития вычислительной техники. Элементная база, архитектура, сетевая компоновка, производительность. 
Понятие информации. Классификация и виды информационных технологий. 
Операционные системы. Назначение, классификация, современное состояние, знакомство с возможностями и работа в современной операционной системе. 
История развития языков программирования. Возможности современных языков (Java, Javascript, Python, Ruby, PHP, C#, C++ и Objective-C.). Технологии программирования: процедурное, объектно-ориентированное и визуальное.

Лабораторное занятие №1. Современные информационные технологии.

 

Тема 2. Основные программные средства информационных технологий

Ключевые слова: текстовые редакторы, графические редакторы, звуковые редакторы, системы подготовки презентаций
Лекции 4 часа
Текстовые редакторы и редакционно-издательские системы, их возможности и назначение. Словари и переводчики. Архиваторы.Графические редакторы. Способы хранения и обработки графической информации. Редакторы растровой и векторной графики. Их возможности. Звуковые редакторы. Способы представления и обработки звуковой информации. Кодеки. Системы видеомонтажа. Системы подготовки презентаций. Назначение, возможности, работа.
Мультимедийные технологии в музейной, театральной и сценической деятельности. Компьютерные технологии в музыкальном искусстве и кино. Мультимедийные инсталляции и дополненная реальность.

Лабораторное занятие №2. Основные программные средства информационных технологий.

Лабораторное занятие №3. Основные программные средства информационных технологий.

Лабораторное занятие №4. Основные программные средства информационных технологий.

 

Тема 3. Сетевые технологии и Интернет

Ключевые слова: компьютерные сети, Интернет, сервисы Интернета, сайты 
Лекции 2 часа
Модель связи открытых систем. Семиуровневая модель структуры протоколов связи. Уровни связи: прикладной, представительский, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический. Виды компьютерных сетей: локальные, глобальные и региональные. Топологии компьютерных сетей: полносвязная, шина, звезда и кольцо. Организационная структура Интернета. Протоколы Интернета (TCP и UDP). 
Основные сервисы Интернета (E-mail, Usenet, FTP, Telnet, WWW, DNS, IRC). Скриптовые языки программирования (Java, Perl, HTML, XML). Инструментальные средства создания веб-серверов и веб-сайтов (PHP, ASP NET, Delphi, Python, NeoBook). 
Основы веб-дизайна. Облачные технологии. Основные характеристики. Модели развертывания (частное, публичное, общественное и гибридное облака). Модели обслуживания (инфраструктура, платформа, программное обеспечение). Облачные технологии в сфере культуры: преимущества и особенности использования. 
Информационно-коммуникационные технологии в социокультурной сфере. Виртуальные социокультурные пространства. Виртуальные музеи и библиотеки. Информационные ресурсы в сфере культуры: особенности представления информации и возможности. Авторское право.

Лабораторное занятие №5. Сетевые технологии и Интернет.

Лабораторное занятие №6. Сетевые технологии и Интернет.

Лабораторное занятие №7. Сетевые технологии и Интернет.

 

Тема 4. Системы управления базами данных

Ключевые слова: база данных, система управления базами данных, логическая модель данных, таблицы, запросы, формы, отчеты, язык SQL
Лекции 4 часа
Понятия базы данных и системы управления базами данных (СУБД). Общие логические модели в базах данных (иерархическая, сетевая, реляционная, ER-модель, объектная, схема звезды). Нормализация отношений в реляционной модели. Возможности СУБД Microsoft Access, Oracle, MySQL, FoxPro, dBase и SQL Server.
Создание схемы данных, таблиц, запросов, форм и отчетов в СУБД Microsoft Access. Виды запросов в СУБД Microsoft Access. Требования к перекрестному запросу. Основные операторы языка SQL (SELECT, INSERT, DELETE, UPDATE). Построение SQL-запросов.

Лабораторное занятие №8. Системы управления базами данных.

Лабораторное занятие №9. Системы управления базами данных.

 

Тема 5. Защита информации

Ключевые слова: кодирование информации, декодирование информации, антивирусная защита, электронно-цифровая подпись, безопасность информации.
 Лекции 2 часа
Методы и средства защиты информации. Антивирусная защита. Кодирование и декодирование информации. Защита от несанкционированного доступа к данным. Классы безопасности компьютерных систем. Электронно-цифровая подпись. Органи­зационно-правовые аспекты защиты информации и авторское право. 
Методы обеспечения безопасности информации в информационных системах (препятствие, управление доступом, механизмы шифрования, противодействие атакам вредоносных программ, регламентация, принуждение, побуждение). Технологии обеспечения безопасности. Технология защиты от вирусов (входной контроль, сегментация жесткого диска, систематическое использование резидентных программ-ревизоров и фильтров, архивирование). Функции электронно-цифровой подписи (контроль целостности документа, защита от изменений, невозможность отказа от авторства, доказательное подтверждение авторства).

Лабораторное занятие №10. Защита информации.

 

Тема 6. Планирование, проведение и обработка результатов научных исследований

Ключевые слова: моделирование, планирование и оптимизация научного эксперимента, вычислительные системы.
 Лекции 4 часа
Вычислительные системы. Назначение, возможности, примеры применения.
Электронные таблицы. Использование для планирования и обработки результатов научных исследований. 
Методы планирования научного эксперимента. Программы для обработки данных экспериментальных исследований.
Оптимизация как заключительный этап вычислительного эксперимента. Модели и постановки задач оптимизации в различных предметных областях.

Лабораторное занятие №11. Планирование, проведение и обработка результатов научных исследований.

 

Тема 7. Системы поддержки принятия решений и автоматизированные системы управления в отраслях образования, науки и культуры

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, системы принятия решений, управление проектами, электронное правительство.
 Лекции 4 часа
Системы поддержки принятия решений. Классификация. Структура. Системы, основанные на знаниях. Экспертные системы.
Программное обеспечение для планирования, мониторинга и управления проектами. Решение задач подготовки расписания, коммуникаций, сотрудничества, конфигурационного менеджмента и анализа рисков.
Автоматизированные системы управления. Автоматизированные библиотечно-информационные системы. Автоматизированные информационные системы учета музейных коллекций. Автоматизированные системы управления научно-исследовательской деятельностью и образовательными процессами.
Электронное правительство. История создания. Перспективы развития в Республике Беларусь. Общегосударственная автоматизированная информационная система.

Лабораторное занятие №12. Методы оптимизации и информационные системы в управлении, образовании, науке и творческой деятельности.




Тема реферата и практической части обязательно должна быть связана с применением информационных технологий в культуре и согласована с преподавателем





Основные требования к оформлению реферата:
 
Оформление всех разделов реферата  согласно инструкции ВАК http://www.vak.gov.by/On-Approval-of-Instruction
 

Структура реферата должна включать следующие элементы:


-                       ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (является первой страницей реферата и оформляется по форме согласно приложению 1; причем год, указываемый на титульном листе реферата соответствует году представления его к рецензированию);

-                       раздел «СОДЕРЖАНИЕ» (включает наименования всех следующих за ним разделов реферата, порядковые номера и наименования глав, разделов, подразделов основной части работы, заключение, список использованных источников, наименования приложений (при наличии). Не допускается сокращение либо иная, чем в содержании, формулировка и нумерация наименований глав, разделов, подразделов основной части работы. Обязательное требование к созданию содержания – автоматическая  верстка!!!);

-                       раздел «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ» (при необходимости);

-                       раздел «ВВЕДЕНИЕ» (включает следующие структурные элементы: актуальность, объект и предмет,  цель и задачи исследования, источниковедческая база, практическая значимость,   структура и объем реферата);

-                       ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая, как правило, состоит из двух глав (первая глава имеет теоретический аспект, в котором раскрывается сущность рассматриваемых в реферате вопросов, вторая глава посвящена практической разработке с использованием прикладного программного обеспечения) и параграфов;

-                       раздел «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» (излагаются итоги выполненного исследования в соответствии с поставленными задачами, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки);

-                       раздел «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» (включаются только те источники, на которые в реферате имеются ссылки);

-                       раздел «ПРИЛОЖЕНИЕ» (должен содержать скриншоты практической части).

 


Основные правила оформления реферата (смотри инструкцию ВАК https://vak.gov.by/On-Approval-of-Instruction ):

1.                     Порядок изложения материала в реферате должен соответствовать цели исследования, сформулированной автором.

2.                     Разрешается использовать компьютерные возможности для акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта, включая курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания. Для написания определенных терминов, разрешается применять шрифты разной гарнитуры.

3.                     Качество напечатанного текста реферата и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток программ должно удовлетворять требованию их четкого восприятия.

4.                     Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту реферата и равен 1,25 см. Цвет шрифта должен быть черным.

5.                     При наборе текста с использованием компьютера применяется гарнитура шрифта – Times New Roman в обычном начертании, размер шрифта – 14 пунктов, с использованием одинарного межстрочного интервала (18 пунктов) в форматах документов doc, rtf с выравниванием текста по ширине листа.

6.                     Объем реферата, как правило, не должен быть менее 25 страниц до раздела «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».

7.                     Титульный лист не учитывается при нумерации и номер страницы на нём не указывается.

8.                     Деление реферата на главы, разделы и подразделы, а также их последовательность должны быть логически оправданными.

9.                     В конце каждой главы должны быть сделаны краткие выводы.

10.                 Наименования структурных элементов реферата разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ», а также названия глав основной части служат заголовками этих структурных элементов реферата. Заголовки структурных элементов реферата располагают в середине строки без точки в конце (без абзацного отступа), прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивая, отделяются от текста снизу одним межстрочным интервалом.

11.                 Каждый структурный элемент (разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» и каждая глава основной части) реферата  необходимо начинать с новой страницы.

12.                 Главы нумеруются в пределах диссертации в возрастающем порядке, начиная с единицы, арабскими цифрами после слова «ГЛАВА» (без точки), которое печатается прописными буквами полужирным шрифтом. Заголовки глав печатают прописными буквами полужирным шрифтом и располагают в середине следующей строки без точки в конце.

13.                 Параграфы должны иметь порядковые номера в пределах главы диссертации, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце номера, и располагаться с абзацного отступа. Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа, разделенных точкой

14.                 Заголовки параграфов  располагаются с абзацного отступа без точки на конце, отделяются от текста сверху и снизу одним межстрочным интервалом. Заголовки параграфов печатаются строчными буквами, начиная с прописной, с соблюдением знаков препинания, полужирным шрифтом, не подчеркивая. Если заголовок главы или параграфа включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках глав или параграфов не допускаются.

15.                 Каждый раздел реферата и ее главы начинаются с новой страницы. Названия разделов и глав располагаются посередине страницы без точки на конце,

16.                 Нумерация страниц реферата,  а также оформление иллюстраций, таблиц, примечаний и сносок должны осуществляться в соответствии с требованиями подпунктов 6.3–6.8 пункта 6 межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», введенного в действие на территории Республики Беларусьпостановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 2 ноября 2018 г. № 62 (далее – ГОСТ 7.32-2017)

17.                 Ссылки на источники, из которых в реферат заимствуются отдельные материалы или результаты, оформляются квадратными скобками непосредственно за этими материалами (результатами) или цитируемым текстом с заключением в них номеров этих источников, указанных в разделе «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ». При использовании сведений из источника с количеством страниц более 5 в ссылке на этот источник после его номера через запятую и строчную букву «с» с точкой указывается номер страницы (или номера страниц, разделенные тире), на которой (на которых) расположены использованные сведения, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения. В случае ссылки сразу на несколько источников они разделяются между собой точкой с запятой.

18.                 Сведения об источниках раздела «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» располагаются с абзацного отступа в порядке появления ссылок на источники в тексте реферата и нумеруются арабскими цифрами.

19.                 Оформление списка использованных источников и библиографического описания различных источников, использованных в реферате, осуществляется в соответствии с https://vak.gov.by/bibliographicDescription.

20.                 Раздел «ПРИЛОЖЕНИЕ» оформляется одним из способов, указанных в подпункте 6.17 пункта 6 ГОСТ 7.32-2017 .

 

Реферат необходимо представить рецензенту не позднее двух недель до защиты в электронном виде. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (сайт, видеоряд, полиграфическая продукция, презентация и т.д. ) высылается рецензенту вместе с рефератом.

 


ПРИМЕР РЕФЕРАТА


Для представления результатов теоретической и практической частей реферата необходимо предоставить презентацию, состоящую из следующих элементов (примерная структура):

1 слайд - титульный

2 слайд - оглавление с гиперссылками

* АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

* ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

* ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

* ВЫВОДЫ

3 слайд - актуальность, объект, предмет, цель, задачи

4 слайд - теоретические основания

5 слайд - практическая разработка

6 слайд - выводы

7 слайд - краткая информация о себе

8 слайд - титульный

В презентации обязательно должен быть видео-, аудиоматериал (возможность посмотреть без доступа к Интернету).

 

ПРИМЕР ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

 


Комментариев нет: