БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Специальность: Социально-культурный менеджмент и коммуникации (профилизация: Мультимедийные технологии и цифровые коммуникации).

ДИЗАЙН ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ (КВиДПП)

Аттестация

Семинарские и практические задания

Методические указания по выполнению курсовой работы


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ (практических заданий, задач, заданий для письменных работ, требования, программы выступлений и др.) для проведения аттестации по учебной дисциплине «Дизайн полиграфической продукции»

1.         История дизайна как вида проектно-художественной деятельности. Эволюция предметного мира и неолитическая революция.
2.         Ремесленный период в истории дизайна.
3.         Египетский канон. Канонический тип деятельности в системе ручного производства и его основные особенности.
4.         Материально-художественная культура Древней Греции. Законы перспективы, ансамбль и скульптура, пропорции и золотое сечение.
5.         Материальная культура Рима. Прагматизм и милитаризм.
6.         Средневековье в европейской материально-художественной культуре.
7.         Эпоха Ренессанса – глобальная научная, техническая и культурная революция. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.
8.         Научная революция ХVII века, ее структура, предпосылки и история создания промышленной базы Запада. Первые всемирные выставки и торговые презентации.
9.         Движение «Искусств и ремёсел» в Англии и его влияние на развитие дизайна.
10.     Эстетика техники конца ХIХ—начала ХХ века.
11.     Становление дизайна как нового вида проектной и художественно-практической деятельности.
12.     Формирование раннего американского дизайна.
13.     Стиль модерн (ар нуво) – переходный этап от эстетики предметного мира XIX века к новой эстетике техники XX столетия.
14.     Германский Веркбунд.
15.     Формирование европейской концепции функционализма.
16.     Производственное искусство и конструктивизм.
17.     Становление промышленного дизайна в США в первой половине ХХ века. Советский дизайн.
18.     Особенности развития дизайна в Великобритании.
19.     Немецкий неофункционализм и концепция «хорошей формы» в дизайне.
20.     Стиль «Браун» и Ульмская школа.
21.     Скандинавский дизайн.
22.     Итальянская линия в дизайне.
23.     Феномен японского дизайна.
24.     Проблемы идентичности в развитии дизайна в Республике Беларусь на современном этапе.
25.     Глобальные трансформации мирового дизайна. Новая человеко-ориентированная парадигма в деятельности дизайнера.
26.     Области применения полиграфического дизайна.
27.     Основные задачи полиграфического дизайна. Методы выяснения реальных потребностей клиента, формулировка цели заказчика с помощью полиграфической продукции.
28.     Основные требования к разработке идеи и визуальной концепции (гармоничность в использовании текстовой и графической информации, выбор и компоновка цветов шрифтов).
29.     Технические требования и особенности оборудования типографии.
30.     Формы полиграфического дизайна. Зависимость формы полиграфической продукции от задач потребителя.
31.   Правила и приемы профессионального дизайнера.
32.   Модель и элементы оформления периодического издания.
33.   Функции оформления периодического издания: утилитарная, идеологическая эстетическая, рекреативная.
34.   Основные задачи оформления: подчиненность содержанию, единство стиля, контрастность, принцип пропорциональности, направленность, экономность и сдержанность, экспериментальность и системность.
35.   Плакат и иллюстрация как художественные основы дизайна в полиграфии.
36.   Иллюстрация как вид художественной графики. Специфика книжной иллюстрации.
37.   Различия иллюстрирования научно-познавательной книги и художественной литературы.
38.   Цельность оформления полиграфической продукции.
39.     Композиция как выразительное средство в изобразительном искусстве. Виды композиции, компоновка, концепция композиции.
40.     Специфика компоновки в дизайне полиграфической продукции: композиция внутренних элементов книги, титульные элементы книги, внешнее оформление книги.
41.     Композиция в проектировании как художественно-графическое средство воплощения авторской идеи, дизайнерской мысли.
42.     Силуэт как основа графического проектирования знака, логотипа.
43.     Специфика работы с цветом в дизайне полиграфической продукции.
44.   Исторические этапы развития полиграфии.
45.   Основные типы бумаги для печати. Плотность. Белизна. Матовость/глянцевость. Прозрачность. Фактура.
46.   Технические параметры качества материала для печати: механическая прочность, статическое электричество, коробление, растяжение, усадка при высыхании.
47.   Виды бумаги в полиграфии и их особенности. Мелованная. Самоклеящаяся. С тиснением. С покрытием. Самокопирующаяся. Картон. Дизайнерская бумага.
48.   Процесс дизайнерского проектирования. Авторский почерк и индивидуальный стиль дизайнера.
49.   Модульная система пропорционирования в дизайне полиграфической продукции.
50.   Шрифт как один из главных элементов полиграфического дизайна. Построение шрифта и шрифтовой композиции по модульной сетке.
51.   Этапы разработки дизайна в полиграфии.
52.     Издательская система. Основные технологические возможности, инструменты и функции.
53.     Технология проектирования, дизайна и создания макета полиграфической продукции в настольной издательской системе.
54.     Полиграфический процесс, виды и способы печати. Высокая печать.
55.     Способы печати полиграфической продукции в типографии.
56.     Материалы для офсетной, высокой, глубокой, флексографской, тампонной печати.
57.     Цифровая печать в современной полиграфии.
58.     Электрофотография, струйная печать, термография, магнитография, элкография, электрография.
 
Форма проведения – устный опрос

1. Подготовить краткий конспект по каждому вопросу семинарского
занятия.

2. Подготовить интерактивную презентацию по любому из вопросов.

3. Подготовить видео, которое поясняет подготовленный для
интерактивной презентации материал.

Тема 1. История дизайна как вида проектно–художественной деятельности

Вопросы:
1. Эволюция предметного мира и неолитическая революция. Ремесленный период в истории дизайна. Египетский канон. Канонический тип деятельности в системе ручного производства и его основные особенности.
2. Материально-художественная культура Древней Греции. Законы перспективы, ансамбль и скульптура, пропорции и золотое сечение.
3. Материальная культура Рима. Прагматизм и милитаризм. Средневековье в европейской материально-художественной культуре.
4. Эпоха Ренессанса – глобальная научная, техническая и культурная революция. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.
5. Научная революция ХVII века, ее структура, предпосылки и история создания промышленной базы Запада. Первые всемирные выставки и торговые презентации.
6. Движение «Искусств и ремёсел» в Англии и его влияние на развитие дизайна. Эстетика техники конца ХIХ—начала ХХ века.
7. Формирование раннего американского дизайна.
8. Германский Веркбунд. Формирование европейской концепции функционализма. Производственное искусство и конструктивизм.
9. Становление промышленного дизайна в США в первой половине ХХ века.
10. Советский дизайн.
11. Особенности развития дизайна в Великобритании.
12. Немецкий неофункционализм и концепция «хорошей формы» в дизайне.
13. Стиль «Браун» и Ульмская школа.
14. Скандинавский дизайн.
15. Итальянская линия в дизайне.
16. Феномен японского дизайна.
17. Проблемы идентичности в развитии дизайна в Республике Беларусь на современном этапе.

Тема 2. Дизайн полиграфической продукции как разновидность графического дизайна

Вопросы:
1.       Технические требования и особенности оборудования типографии.
2.        Способы печати.
3.        Правила и приемы профессионального дизайнера.
4.        Области применения полиграфического дизайна. Массовая реклама. Статистика, анализ и примеры РБ.
5.        Области применения полиграфического дизайна. Многостраничная продукция. Статистика, анализ и примеры РБ.
6.        Области применения полиграфического дизайна. Периодические издания. Статистика, анализ и примеры РБ.


Тема 3. Основы композиции и цветоведения при работе с полиграфической продукцией

Вопросы:
1.              Искусство как художественное мышление. Клиповое мышление – феномен современности. Проектный образ в дизайне.
2.              Воздействие информационных технологий на воображение. Виртуальный мир и реальность.
3.              Композиция как организующая структура для выражения идеи. Фронтальная композиция: приоритеты изобразительных средств и методов воздействия на зрителя.
4.              Объемная композиция: приоритеты изобразительных средств и методов воздействия на зрителя. Глубинно–пространственная композиция: приоритеты изобразительных средств и методов воздействия на зрителя. Замкнутые и открытые композиции, композиционная схема.
5.              Плановость в композиции, центральный фрагмент, деталь композиции. Композиционное размещение объектов на листе.
6.              Законы построения композиции. Целостность композиции.
7.              Передача движения и покоя. Закон нюанса, контраста, тождества как выражение системы соподчинения.
8.              Равновесие – баланс изобразительных средств. Симметрия, виды симметрий.
9.              Квадрат, треугольник, круг с точки зрения семантики. Золотое сечение.
10.          Принципы группирования цвета. Построение цветовой гармонии из 2, 3, 4-х и более цветов. Симультанный контраст. Контраст насыщения. Контраст распространения.

Тема 4. Полиграфический процесс: виды и материалы (2 часа)

Вопросы:
1.              Исторические этапы развития полиграфии.
2.              Основные типы бумаги для печати.
3.              Технические параметры качества материала для печати
4.              Виды бумаги в полиграфии и их особенности.
5.              Техническое задание в полиграфическом производстве.

ПРАКТИЧЕСКИЕ

Тема 3. Основы композиции и цветоведения при работе с полиграфической продукцией

1. Создать конкретные художественные образы («сад», «дорога», «город» и т. д.). При работе постараться избегать изображения конкретных предметов, существующих в окружающем мире, в том числе и человека.

2. Составить из геометрических фигур композиции «Нюанс», «Контраст», «Ритм» с объяснением и непосредственным выполнением построения. Нарисовать композиции в рамках квадрата 10 × 10 см, воспроизвести композицию в любом графическом редакторе на компьютере и распечатать. Определить особенности выполнения композиции для экранного и печатного варианта.

 Тема 4. Полиграфический процесс: виды и материалы

Подготовьте техническое задание для печати постеров формата А2.

ПРИМЕР
1) Наименование изделия (листовка, брошюра, буклет, пакет, каталог, воблер, шелфтокер, ценник,  календарь квартальный, календарь настенный, папка с кольцевым механизмом, наклейка и т.д.)
2) Формат в мм – обрезной (в разложенном виде) и формат готового изделия, если его надо складывать или собирать. Для буклетов обязательно нужно знать формат в развернутом виде и формат в сложении, способ фальцовки (гармошка, улитка, оконная фальцовка и т.п.)


3) Для многополосных изданий количество полос (полоса=страница) и если сборка на скрепку, то важна ориентация изделия (вертикальная, горизонтальная). Если брошюра собирается на скрепку, то количество полос должно быть кратно четырем (4,8,12,16,20,24,28,32 полосы и т.д., т.к. в результате сложения листа пополам образуется 4 полосы)
4) Какая бумага и ее плотность: мелованная, офсетная, дизайнерская или картон. В подавляющем большинстве случаев для полноцветной печати используется мелованная бумага. Плотность бумаги или картона в гр/м2 в многополосных изданиях (каталоги, брошюры, блокноты) плотность бумаги в блоке и на обложке; Если говорят 24 полосы + обложка это значит, что бумага на блоке и обложке разная. Если говорят 32 полосы с обложкой, то это означает бумагу одной плотности и в блок и на обложку.
Плотности меловки: 80, 90, 115, 130, 150, 170, 200, 250, 300 гр/м2
5) Красочность, в т.ч. наличие пантонов; (1+0; 1+1; 4+0: 4+4; 5+1; 6+4 и т.д.)
6) Способ крепления для многополосных изданий: скрепка, евроскоба, КБС, ПУР клей, ниткошвейное клеевое скрепление (КШС), твердый переплет (книжный) 7БЦ, пружина, болты.
7) Наличие послепечатных операций: ламинация, выборочный у/ф лак, вырубка, тиснение фольгой, кон-гревное тиснение, каширование, слимовка, перфорация, нумерация, ручная сборка и т.п.
8) Тираж.

Пример ТЗ:
Брошюра - Формат 197х243 мм., 34 полосы + обложка, блок бумага мелованная глянцевая 300 гр/м2, красочность 5+5 (пантон 215), офсетный матовый лак 1+1, выборочный у/ф лак 1+1 на каждой полосе. Обложка 628х245 мм., три бига, картон двусторонний мелованный 300 гр/м2, красочность 5+5 (пантон 215), матовая ламинация 1+1, выборочный у/ф лак 1+0, пружина серебряная по длинной стороне, тираж 1 000 шт.
Пакет бумажный - Формат 620х430х150 мм., картон односторонний мелованный 200 гр/м2, красочность 1+0 (пантон reflex blue плашка), матовая ламинация 1+0, пикколо серебро, веревочные ручки белые П6, усиленный скотч, тираж 2000 шт.
Дисконтные карты - Формат 86х54 мм, имеет скругленные углы; цветность 4+4; покрытие ламинат (стандарт банковской карты); материал ПВХ 0,76мм; штрих-кодирование, Тираж 100 000 шт.

Тема 5. Этапы проектной работы над созданием дизайн-объекта полиграфической продукции

По данной теме студентам необходимо создать социальный, рекламный (учебно-инструктивный) или плакат на актуальную тему в стиле Поп-арт 600х900 мм. По одному из предложенных направлений: сохранение традиций, поведение в обществе, доброта, здоровый образ жизни, сохранение чистоты языка, антитеррор и др.
1. Студент выбирает тему социального плаката, проконсультировавшись с преподавателем. Изучает и анализирует аналоги. Создает вариации в виде набросков с концептуально разным решением вопроса.
2. После утверждения эскиза студент дорабатывает плакат, в той или иной технике предлагая преподавателю вариации решения.
3. Студент представляет доработанные варианты.
4. После утверждения плаката студент готовит его к печати в соответствии с требованиями: 150 dpi JPG На каждом этапе преподаватель консультирует студента, выявляя плюсы и минусы.

Тема 7. Печать полиграфической продукции

Найти в сети интеренет конкретные технические требования для полиграфической продукции конуретного полиграфического издательства.
Подготовить полиграфический материал согласно найденным требованиям.
Вид полиграфической продукции и ресурс требований согласовывается с преподавателем.

ПРИМЕР ТРЕБОВАНИЙ

Офсетная печать
Файлы принимаются в форматах: TIF, JPG, PDF, PSD, EPS, CDR, AI Не принимаются: GIF, BMP, PICT, DOC, XLS и др.
Размер макета Макет должен быть сделан с припуском по 2 мм с каждой стороны. Значимая информация должна располагаться не ближе 5 мм к краю макета, с учетом припуска. Все элементы "навылет" (фото или фоновый рисунок) должны занимать всю площадь макета. Файлы не должны содержать меток реза, крестов совмещения, шкал и каких-либо других элементов.

Для примера: Дообрезной формат визитки: 54х94 мм, послеобрезной размер будет 50х90 мм; Дообрезной формат листовки: 103х214 мм, послеобрезной размер будет 99х210 мм.

Минимальный размер самоклейки для ручной порезки - 50*50 мм

Общие требования к файлу
Все слои сведены Не содержат альфа каналов Не содержат ссылок на встроенные изображения (для формата CDR, AI и EPS) Цветовая модель - CMYK

TIF – файл
Все слои объединены Не содержит альфа каналов Не содержит сжатий Цветовая модель - CMYK

JPG – файл
Только стандартный формат. Не допустимо использование формата JPG 2000 или JPG stereo Сохранён с максимальным качеством Не содержит сжатий

PDF – файл
PDF версия не ниже 1.5 Не содержит прозрачности Не содержит градиентной заливки Все шрифты в кривых Не содержит меток, резов и других непечатаемых объектов Цветовая модель CMYK crop, trim и media box должны быть заданы одного размера

CDR
Не содержит эффекты Все шрифты в кривых Не содержит ссылок на встроенные изображения Не содержит ole-объект Не содержит градиентной заливки Не должно быть заблокированных или скрытых элементов и слоёв Цветовая модель CMYK Запрещено задавать фон страницы через свойства документа (Options / Document / Background) Положение абриса "снаружи" или "внутри" недопустимо

AI и EPS – файл
Не содержит эффекты Все шрифты в кривых Не содержит ссылок на встроенные изображения Не содержит ole-объект Не содержит градиентной заливки Не должно быть заблокированных или скрытых элементов и слоёв Цветовая модель CMYK Положение абриса "снаружи" или "внутри" недопустимо

Разрешение
Оптимальное разрешение для офсетной печати - 300 dpi

Цвет
CMYK или градации серого, 8 бит/канал Минимальная красочность 20% Максимальная красочность 300% Цветовой профиль не встраивать
Насыщенный чёрный (для больших заливок и текста крупнее 36pt) С-50 M-50 Y-50 K-100 мелкий текст С-0 M-0 Y-0 K-100 Серый не больше С-0 M-0 Y-0 K-80

Гибридный выборочный УФ-лак
Макет предоставляются в формате PDF Минимальная толщина линий УФ-лака 0,5 мм

Размер шрифта
Размер шрифта для печати на светлом фоне не меньше 5 пт. Размер шрифта для печати на тёмном фоне не меньше 6 пт. Минимальная толщина линий 0,2мм.

Часто встречающиеся ошибки
Не склеены в один слой растровые изображения; Шрифты, используемые в макете, не переведены в кривые; Изображения в цветовом режиме RGB; Неправильное разрешение растровых изображений (слишком маленькое или слишком большое); Отсутствие вылетов под обрез или неправильные вылеты, обрезы, позиционирование не по центру; Использование эффектов и прозрачности в Adobe Illustrator и CorelDraw; Мелкий шрифт предоставлен в растровых изображениях (будет плохо читаемым); Все важные элементы (логотипы, текст и пр.) должны находиться не ближе чем 5 мм от края обрезного формата.

Цифровая печать
Файлы принимаются в форматах: TIF, JPG, PDF, PSD, EPS, CDR, AI Не принимаются: GIF, BMP, PICT, DOC, XLS и др.
Многостраничные файлы принимаются в формате PDF (все страницы одной ориентации и размера, допечатные (препресс) работы не производятся).

Размер макета
Макет должен быть сделан с припуском по 2 мм с каждой стороны. Значимая информация должна располагаться не ближе 5 мм к краю макета, с учетом припуска. Все элементы "навылет" (фото или фоновый рисунок) должны занимать всю площадь макета. Файлы не должны содержать меток реза, крестов совмещения, шкал и каких-либо других элементов.
Минимальный размер самоклейки для порезки - 50*50 мм
Максимальный размер запечатки для SRA3 (450*320) - 314*434 мм, SRA3 сдается размером запечатки

Для примера: Дообрезной формат визитки: 54х94 мм, послеобрезной размер будет 50х90 мм; Дообрезной формат листовки: 103х214 мм, послеобрезной размер будет 99х210 мм.

Общие требования к файлу
Все слои сведены
Не содержат альфа каналов
Не содержат ссылок на встроенные изображения (для формата CDR, AI и EPS)
Цветовая модель - CMYK

Разрешение
Оптимальное разрешение для цифровой печати - 300 dpi

Цвет
CMYK или градации серого, 8 бит/канал Минимальная красочность 20% (для дизайнерских картонов с оттенками минимальная красочность должна быть выше) Максимальная красочность 300% Цветовой профиль не встраивать Насыщенный чёрный (для больших заливок и текста крупнее 36pt) С-50 M-50 Y-50 K-100 мелкий текст С-0 M-0 Y-0 K-100 Серый не больше С-0 M-0 Y-0 K-80

Размер шрифта
Размер шрифта для печати на светлом фоне не меньше 5 пт. Размер шрифта для печати на тёмном фоне не меньше 6 пт. Минимальная толщина линий 0,2мм.

Часто встречающиеся ошибки
Не склеены в один слой растровые изображения; Шрифты, используемые в макете, не переведены в кривые; Изображения в цветовом режиме RGB; Неправильное разрешение растровых изображений (слишком маленькое или слишком большое); Отсутствие вылетов под обрез или неправильные вылеты, обрезы, позиционирование не по центру; Использование эффектов и прозрачности в Adobe Illustrator и CorelDraw; Мелкий шрифт предоставлен в растровых изображениях (будет плохо читаемым); Все важные элементы (логотипы, текст и пр.) должны находиться не ближе чем 5 мм от края дообрезного формата.

На каждом этапе преподаватель консультирует студента, выявляя плюсы и минусы.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект – вид самостоятельной учебной работы и контроля качества обучения студента, которая носит творческий исследовательский характер и направлена на приобретение и развитие практических умений и навыков по данной учебной дисциплине и компетенций по избранной специальности.

Выбор темы курсового проекта осуществляется из предложенного списка примерных направлений тем или формулируется самостоятельно с учётом профиля подготовки и согласовывается с руководителем. Темы в перечне носят рекомендательный характер.

Курсовой проект состоит из следующих структурных элементов:

– титульный лист;

– задание (не вшивается, вкладывается отдельно);

– реферат;
– содержание;
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– список использованных источников;
– приложения.
Титульный лист является первой страницей курсового проекта.

Реферат (не более 1 страницы), как краткое изложение курсового проекта, должен содержать:
количество страниц, иллюстраций, таблиц, формул, приложений, использованных источников,
количество листов графического материала; перечень ключевых слов, словосочетаний (не более 15); текст реферата. Текст реферата должен включать объект, предмет, цель, результаты исследования, 
возможности практического применения.

Во введении излагается основная теоретическая концепция, которая служит методологической базой всего исследования, дает обоснование научного значения и актуальности избранной темы для современной практики, указывает ее место в курсе данной дисциплины, приводится объект, предмет, формулируется цель и задачи работы, источниковедческая база, описывается методология, структура исследования, практическая значимость полученных результатов,
рекомендации для дальнейшего использования.

В основной части необходимо осуществить анализ аналогов по теме курсового проекта,
разработать концепцию проекта, выполнить эскизное проектирование, реализовать компьютерную разработку проекта, подготовить пояснительную записку.
Основная часть курсового проекта:
1. Предпроектный анализ
1.1. Обзор литературных источников по теме исследования
1.2. Анализ аналогов
2. Разработка концепции проекта
2.1. Определение позиционирования издания (вид, жанровое направление,  читательский адрес,
целевая аудитория, цель издания и т.д.)
2.2. Обозначение издательских параметров (формат, объем, предполагаемый тираж, вид бумаги, способ печати и т.д.)
2.3. Создание эскизного предложения (цветовое, композиционное решение дизайна полиграфической продукции)
3. Инструментально-программные средства реализации
3.1. Выбор среды для воплощения проектного решения
3.2. Верстка полиграфического макета
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполнения работы; оценку
полноты решений поставленных задач.
Список использованных источников должен быть оформлен в соответствие с СТБ 7.208-2008
«Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка»
 


Приложение должно содержать материалы, связанные с презентацией выполненной работы, материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть, скриншоты, электронные версии разработок.
Приложение А Техническое задание
Приложение Б Итоговый полиграфический макет
Приложение В Слайды презентации для защиты курсового проекта

Практическая часть представляет собой разработанную и распечатанную полиграфическую продукцию.

Объем курсового проекта составляет  25 страниц печатного текста до списка использованных источников

Комментариев нет: